Объект и предмет научного исследования — свойства, функции и примеры

Содержание:

Как определить объект в курсовой работе

Объект в курсовой работе представляет собой некую изучаемую сферу, область науки. Это некое явление или же процесс, которые следует изучить для раскрытия выбранной темы. Это всегда менее конкретное понятие, чем предмет курсовой, оно достаточно обширно. Из-за этого объект исследования в курсовой работе вмещает несколько различных предметов и плана. Поэтому студент должен проанализировать материал по теме, чтобы определить один аспект, который будет рассматриваться, забыв про другие возможные направления исследования.

Чтобы определить объект темы курсовой, ориентируйтесь на ее тему. Между ними существует очень тесная связь. А также не стоит забыть о дисциплине, для изучения которой необходимо выполнение данного курсового проекта.

Рассмотрим пример подобной связи

У нас имеется тема: «Стратегическое планирование в некоммерческом учреждении». Исследование предполагает выделение такого объекта – стратегическое планирование на предприятии. Проект под названием «Факторы формирования международной конкурентоспособности предприятия на рынке услуг» предполагает такой объект, как международная конкурентоспособность предприятия на рынке услуг. В качестве объекта проекта под названием «Создание положительного имиджа организации средствами коммуникативного менеджмента» следует написать «имидж организации». Изучая особенности функционирования маркетинговой службы предприятий в издательском бизнесе, следует указать область «маркетинг в издательской отрасли».

Следует отметить, что не всегда эта область абсолютно размыта, во многих случаях ее вполне можно конкретизировать. Например, анализ выполняется на базе какой-то фирмы или отрасли. Конкретизация бывает более полной, с указанием названия конкретного предприятия.

Например:

  • Внешнеэкономическая деятельность ООО «Торговый Дом».
  • Процесс организации маркетинговой деятельности предприятия логистической сферы.
  • Процесс реализации рекламной кампании организации ООО «Элит-Декор».
  • Стратегическое планирование в АО «ОТП Банк».
  • Аутсорсинг в строительной отрасли России.
  • Позиционирование компании на страховом рынке.
  • Имидж банка.

То есть, наше исследование строится вокруг изучения конкретной отрасли, ее особенностей или же ограничивается рамками некого предприятия. Такая конкретизация подчеркивает наличие существенных отличий или же особенности изучаемой дисциплины.

Например, изучающие особенности управления банками, будут анализировать имидж не просто компании, а именно банковского учреждения. Но перед выделением такого узкого понятия как объекта изучения, рекомендуем проконсультироваться с научным руководителем. Во многом именно его взгляды определяют конечный вид формулировки.

Как связаны понятия объекта и предмета между собой?

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Так как оба понятия находятся не просто внутри одной науки, но и рассматриваемой учащимся темы, следует определить, как соотносятся между собой объект и предмет. Объектом темы будет все то, что порождает противоречия, проблемы и вопросы, предметом — цель и назначение работы, а также уточнение методик, зрения, позиций на изучаемый объект.

Изучаемый предмет всегда будет находиться внутри все объемного объекта, первый будет частным того общего, что подразумевает второй. Объектом может быть широкая и проблемная область изучаемой темы исследования, а вот предметом будет частное после проведенного анализа, касающееся разных аспектов рассматриваемого объекта.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Способы, которые помогают определить предмет исследования

Определившись, в чем заключается отличие между объектом и предметом, а также что их связывает, становится понятным, как в целом можно определить эти два субъекта самостоятельной работы студента. Методология формулировки объекта и предмета заключается в следующих советах:

Выберите и обговорите с преподавателем тему исследования, от которой в дальнейшем можно будет отталкиваться в обозначении объекта работы. Из темы написания работы студенту нужно сформулировать цель, благодаря чему можно будет понимать, для чего и кого пишется научный труд.
Далее ответьте себе на вопрос, к какой области знаний относится исследуемая тема. То есть вы должны понимать, это тема из экономики, психологии, юриспруденции или медицины и т.п. Далее спросите себя, в выбранной сфере, что именно больше всего вас может интересовать, ответ на этот вопрос и будет объектом научного труда.
Теперь задумайтесь над тем, какая особенность или характеристика объекта вас интересует больше всего. Что отражает самую животрепещущую проблему или вопрос, что наиболее актуально сегодня

Ответы на такие вопросы подскажут, в чем заключается предмет проводимого исследования.
Важно, чтобы объект был обобщающей средой, находящейся внутри темы студенческой работы, а также содержащей внутри себя изучаемый предмет. Простым языком из темы вытекает объект, а из объекта – предмет.

Роль руководителя работы

Если речь идет о курсовой или дипломной работе студента, которую курирует преподаватель или научный руководитель, от него напрямую зависит сразу несколько этапов написания работы:

  • выбор темы;
  • систематическое руководство написанием работы по структурным элементам (название, содержание, введение, список литературы, приложения и др.);
  • контроль над соблюдением графика и сроков написания научного труда;
  • консультация студента по ключевым понятиям работы – цель, задачи, предмет и объект;
  • помощь в сборе, систематизации, обобщении и обработки практического материала;
  • рекомендации по поводу используемых источников.

Из указанного списка обязанностей научного руководителя становится понятным, что после определения темы, а также объекта и предмета исследования студент может получить консультацию и одобрение или корректировки с его стороны

Для преподавателя крайне важно, чтобы объект и предмет по теме работы ранее нигде не фигурировали в теоретических источниках, значит, научный труд студента будет соответствовать принципам актуальности и новизны

Примеры объектов и предметов исследования

Чтобы наглядно ознакомиться с тем, как студент, отталкиваясь от темы работы и дисциплины, выделяет объект и предмет работы, стоит просмотреть готовые примеры:

Если тема студенческой работы «Семья и брак», то учащемуся в качестве объекта можно сформулировать права и обязанности членов семейных отношений, а предметом – права и обязанности супругов, детей и т. п. В рамках дисциплины информатика по теме «Особенности и принципы работы электронной почты» студент может обозначить объект электронный ящик в интернете, а предмет — основные принципы работы электронного ящика.

Что такое объект и предмет в курсовой работе

1. Как определить объект курсовой работы2. Как определить предмет курсовой работы3. Примеры формулировки объекта и предмета

Во введении курсовой работыобязательно нужно указать объект и предмет исследования. Смешение этих понятий – очень распространенная ошибка.

Рисунок 1 – Формулировка объекта и предмета

Как определить объект курсовой работы

Для понятности объект можно назвать «предметной областью». По сути, это какой-то фрагмент действительности (ответ на вопрос: «Что будем изучать?»). В этой роли могут выступать:

  • общественные отношения,
  • процессы,
  • явления,
  • институты,
  • организации.

Один объект может встречаться в разных науках. Но каждая из них имеет собственный подход. Например, «здание офисного центра» может изучаться архитекторами (как его спроектировать), экологами (какое влияние оно окажет на окружающую среду), экономистами (сколько стоит его построить, какую прибыль оно будет приносить) и другими специалистами.

Как определить предмет курсовой работы

Предмет – это та сторона объекта, которой посвящено исследование (ответ на вопрос: «На каких аспектах сконцентрируемся?»). Предмет всегда уже, четче выделен. Он отражает специфический интерес конкретной учебной дисциплины, а также индивидуальное направление изысканий.

Например, вся группа проводит экономический анализ одного предприятия – ООО «РуфСнаб». Темы у всех разные, предметы исследования тоже:

  • управление дебиторской задолженностью,
  • управление кредиторской задолженностью,
  • управление основными средствами,
  • управление оборотными средствами.

Другой пример – курсовик по педагогике. Объект для всей группы – процесс обучения в младшей школе, но один студент рассматривает мотивацию учеников, другой – стиль общения учителя, а третий – педагогические приемы при изучении умножения.

Существует небольшая хитрость, облегчающая жизнь: предмет полностью (или почти полностью) повторяет тему.

Рисунок 2 – Соотношение объекта с предметом курсовой

Примеры формулировки объекта и предмета

Введение труда по гражданскому праву: «Объект данного исследования — общественные отношения, связанные с гражданской процессуальной ответственностью. Предмет – нормы законодательства, регулирующие гражданскую процессуальную ответственность».

Введение работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки»: «Объектом исследования является ПАО «РГС Банк». Предмет — возможность управления кредитным риском ПАО «РГС Банк»».

Еще один экономический пример: «Объектом является АО БОН «Центр». Предмет – деятельность АО БОН «Центр» как субъекта малого предпринимательства».

Эмпирическая база исследования: что это такое

Эмпирическую базу называют разновидностью аналитической базы, потому что главный вопрос, на который она отвечает, звучит так: к чему применяются методы исследования? 

Чем в таком случае различаются эти две базы? Аналитическая — это просто перечень данных, на основании которых проводится исследование. А эмпирическая база — это материалы, собранные с помощью специально разработанных анкет, опросников и так далее, которые студент сам обрабатывает и анализирует. То есть присутствует авторский подход.

Также стоит отличать эмпирическую базу исследования от литературного списка. В первом случае — это конкретные данные и факты, которые мы используем, а во втором — материалы, на которые ссылаемся, чтобы доказать выводы.

Что может составлять эмпирическую базу

Какие конкретные материалы могут входить в эмпирическую базу исследования? Это зависит от научной дисциплины и методов, которые применяет студент в своей работе:

  1. В лингвистических исследованиях эмпирической базой могут выступать словари и данные языковых экспериментов.
  2. В социологических курсовых и дипломах — результаты соцопросов, интервью и анкетирования.
  3. В работах, посвящённых экономике — экономические индексы, данные статистических отчётов, балансовые показатели организации.
  4. В литературных исследованиях — биографические данные и примеры произведений.
  5. В курсовых и дипломных по юриспруденции — законодательные акты, материалы дела, официальные правовые нормы.
  6. В исследованиях, посвящённых менеджменту — кейсы, примеры организационной работы в компании, особенности ведения бизнеса, статистические данные.

В эмпирическую базу могут входить как первичные, так и вторичные данные. Первичные получают из первых рук — годовая отчётность на предприятии, результаты социального опроса. А вторичные — из открытых официальных источников. Например, законы, нормы и акты российского правительства.

Эмпирическую базу можно встретить не во всех работах. В основном её используют для тех курсовых, дипломных и диссертаций, которые строятся на практических исследованиях, требуют обработки данных, доказывают теории и подкрепляют их фактическим материалом.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Для основательного исследования, стоит собрать больше данных

Месторасположение эмпирической базы в работе

Где же располагается эмпирическая база исследования? Как в курсовой, так и в дипломной и других видах работ её размещают во введении, после того, как опишут предмет и объект, цели и задачи курсовой, а также методологическую базу.

Текст должен отражать все положения акценты на следующих моментах:

  • показать, что данные надёжны, указать источник и сославшись на авторитетные имена;
  • уточнить, насколько они соответствуют проблеме и охватывают изучаемые вопросы;
  • привести желательно точное количество данных, используемых в исследовании;
  • объяснить, почему вы выбрали именно их для своего исследования.

Если вы используете всего один пример, необходимо обосновать свой выбор и показать, почему результаты, основанные на данном материале, будут представлять ценность.

Если вам не хватает каких-то данных, это также необходимо указать во введении, тем самым определив ограничения учебного исследования. Это не сделает курсовой или дипломный проект хуже — ведь данных часто не хватает. Такой подход покажет, что вы ответственно относитесь к исследовательской части работы и материалу, который используете для выводов.

Объём эмпирической базы в исследовании обычно состоит из четырёх-пяти предложений и не превышает одного абзаца.

Что такое предмет курсовой работы

Предмет, а иногда его называют субъект курсовой работы, это та узкая часть области, которую студент планирует изучать. Если писать проект на обширную тему без выделения узкого направления, то он рискует стать многотомный трудом. А объем проекта ограничивается тридцатью, реже сорока страницами.

Эти понятия охватывают не только суть, особенности, функции, работу соответствующих служб фирмы, разработку или реализацию стратегий различного типа, но многое другое. Это очень обширные области, которые просто необходимо сузить. А значит, нужно выполнить выделение предмета. Это могут быть отдельные моменты деятельности фирмы, отрасли, направление деятельности государственной или правовой системы.

Как уже было указано, предмет темы курсовой работы связан с ее объектом. Если ваш предмет от него никак не зависит, значит, при работе выбран был неправильно.

Приведем пример для подтверждения этого тезиса. Для выполнения проекта необходимо изучение места и сущности управления сезонностью при организации деятельности туристической фирмы. Следовательно, объектом мы выбираем сезонность в туристической сфере. Ведь особенности сезонности именно на туристическом предприятии следует изучить. Но не просто это явление, а управление им. Предмет звучит как «управление сезонностью на туристическом предприятии». Вы можете тут указать конкретную фирму, деятельность которой будете изучать.

Приведем пример формулирования предмета работы с указанием направления конкретизации или сужения сферы

  1. Конкретизируем базу исследования – «кредитный банковский риск в деятельности ОА «ВТБ Банк».
  2. Определяем направление деятельности изучаемой организации – «управление кредитной деятельностью АО «Альфа-Банк» или «организация импортных операций на предприятии ООО «Торговый Дом».
  3. Сужаем сферу – «система финансирования сферы здравоохранения России».
  4. Указываем страну – «миграция в странах Азии».
  5. Указываем роль, особенность – «партия как политический институт».
  6. Приводим гипотезу, которую планируем доказать или опровергнуть – «отклонение фактических показателей товарооборота ООО «Мир» от плановых».
  7. Приводим способы улучшения или оптимизации — «улучшение мотивации работников ООО «Перун» с помощью методов нематериального стимулирования.
  8. Указываем изучаемые аспекты — теоретические, методические, организационные и практические аспекты оценки вероятности банкротства организации. Напишем сразу некоторые особенности формулирования предмета курсовой работы. Указывая способы улучшения, вы должны понимать, что необходимо разработать конкретные рекомендации, которые гарантированно улучшат текущее состояние. Предполагается, что на предприятии их еще никто не применял или же применял неправильно. Аналогично при написании сферы деятельности, нужно знать, как реально работает фирма.

Как написать

Прежде всего свяжите с вашей темой два вопроса:

  • что изучаем? (объект);
  • как изучаем? (субъект ⇒ предмет).

План, как охарактеризовать объект и предмет исследования:

  1. Определите, на чем сосредоточена научная дисциплина, в рамках которой вы работаете. Например: биология изучает растения, в том числе их жизненный цикл.
  2. Примените это знание к теме курсовой, выявите и назовите некое объективно существующее явление, относящееся к интересам науки. Это и будет объект. Например: тема — «Сроки цветения растений Дальневосточного округа». О. — цветение растений.
  3. Выделите конкретный аспект, который вы будете изучать, то есть предмет. Он должен быть актуальным, иметь научную ценность и практическое значение. В приведенном примере это «Сроки цветения растений Дальневосточного округа».

Как правило, объект можно обозначить 1-3 словами, реже с уточнением (например, времени и места его существования). Предмет же практически всегда будет повторять первые несколько слов темы курсовой, часто — всю формулировку дословно.

Шаблоны и клише

Устоявшихся предметно-объектных формулировок как таковых нет, все зависит от темы курсовой. 

Слова-помощники:

  • Объектные характеристики: термины и понятия (например, тригонометрические уравнения, производная, теоремы, магнетизм, гравитация, чешский язык, лирика А. С. Пушкина, коммунизм, спрос и предложение, человеческое общество, живые организмы, технологические процессы и т.д.).
  • Предметные характеристики: свойства, способы, причины, условия, динамика, состав, содержание, аспект, технология.

Шаблон, какими словами можно описать эти элементы введения:

Этапы выполнения курсовой работы

Нет точного ответа на вопрос, сколько этапов выделяют при написании курсовой работы: многое зависит от предмета и конкретной темы. Мы подготовили приблизительную последовательность действий при подготовке курсового проекта:

  1. Выбор темы.
  2. Составление плана.
  3. Подбор и изучение источников.
  4. Проведение исследования.
  5. Формирование работы.
  6. Оформление.
  7. Подготовка презентации.
  8. Защита.

Расскажем подробнее о каждом этапе подготовки курсовой работы.

Выбор темы

Первая стадия, от которой зависят все последующие. Тема курсовой должна:

  • быть актуальной;
  • содержать научную новизну;
  • иметь теоретическую и практическую ценность.

Конечно, при этом она должна быть интересной и самому студенту, только тогда он сможет полноценно её раскрыть. С выбором темы помогут:

  1. Научный руководитель (возможно, вас заинтересует проблематика его исследований).
  2. Ваши знания (лучше выбирать тему по тому разделу предмета, который вы изучили лучше всего).
  3. Тематические мероприятия (на конференциях и тренингах можно узнать об актуальных проблемах отрасли).
  4. Практический опыт (вспомните о проблемах, с которыми вы столкнулись во время прохождения практики).
  5. Научные публикации (они отражают актуальные тенденции специальности).

Также можете прислушаться к нашим советам: мы подготовили список образцов тем по педагогике, истории, литературе, программированию, медицине и многим другим предметам.

Составление плана

Следующий этап написания курсовой работы — подготовка плана. Это делает студент под контролем научного руководителя: он расскажет, какие разделы стоит обязательно включить в проект. Большинство работ имеет такую структуру:

  • титульный лист;
  • ;
  • введение;
  • теоретическая часть;
  • практическая и исследовательская часть;
  • выводы;
  • список литературы;
  • приложения.

За весь период обучения студенту придётся написать 6-8 курсовых

Работа с источниками

В задачи научного руководителя также входит порекомендовать студенту основную учебную и научную литературу, которую стоит изучить по выбранной теме. Используйте публикации последних лет и сверяйте данные из разных источников.

Если позволяет знание языка, изучите также материалы зарубежных авторов: это даст вам более широкое понятие о теме.

Формирование работы

На этом этапе написания курсовой работы студент систематизирует теоретические данные и практические результаты и оформляет их в целостное исследование. Каждый готовый раздел несите научному руководителю: так вы сможете вовремя внести необходимые исправления.

Оформление

Этот этап курсового проектирования выполняется параллельно с предыдущим. Чтобы не допустить ошибок в оформлении, возьмите на кафедре методические указания по выполнению курсовой: там изложены требования к внешнему виду работы. Они могут отличаться в зависимости от вуза, но стандартными считаются такие параметры:

  • шрифт Times New Roman 14 пт;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • выравнивание по ширине;
  • абзацный отступ 1.25 см;
  • поля — по 2 см сверху и снизу, 3 см слева, 1 см справа.

Подготовка презентации

Когда работа готова и утверждена научным руководителем, следует заняться презентацией, которая понадобится на защите. Когда готовите презентацию, придерживайтесь структуры:

  1. На первом слайде нужно разместить информацию о теме, авторе и научном руководителе.
  2. На 2 и 3 слайде представляют актуальность, укажите объект, предмет и цель работы.
  3. Дальнейшие слайды последовательно раскрывают этапы исследования курсовой и содержат таблицы, графики, схемы.
  4. Если у автора есть научные публикации по теме курсовой, их можно указать в конце презентации.
  5. На самом последнем слайде нужно разместить выводы.

Советуем также отправить презентацию на проверку научному руководителю: он исправит ошибки и подскажет, что ещё можно добавить в слайд-шоу.

Защита курсовой

Завершающим этапом курсовой работы является её защита. Студент представляет результаты исследования комиссии и отвечает на её вопросы. Если вы хорошо поработали на предыдущих этапах, то и защита пройдёт гладко: преподаватели по достоинству оценят искренний интерес студента к теме работы и грамотно выполненную презентацию.

А если на каком-то из этапов работы над курсовой работой возникли сложности, решить их поможет студенческий сервис. Обращайтесь к профессионалам и получайте отличную оценку за реферат, курсовую или диплом.

Что такое объект и предмет исследования

Схематично объект и предмет курсовой находятся в иерархических отношениях уточнения:

Каждый объект содержит несколько предметов. Задача студента состоит в том, чтобы выявить определенную актуальную проблему и подробно рассмотреть ее, остальные стороны и составляющие объекта могут оставаться в стороне.

Например, в медицине: объект человек, предмет опорно-двигательный аппарат. Конечно, есть еще и другие системы, но для автора на данном этапе значение имеют вопросы, касающиеся функционирования только этого комплекса, поэтому они становятся предметом изучения.

Объект и предмет всегда соотносятся как общее и частное:

Любой объект научного исследования включает бесконечное множество предметов. К примеру, если объект — фонетическая система английского языка, то в качестве предмета могут рассматриваться гласные или согласные звуки, дифтонги, трифтонги, диалектные варианты произношения звуков и так далее.

Изначально правильно определить предмет курсовой работы важно для самого студента. Так удастся сузить круг поиска базового материала: подбирая литературу, не придется перечитывать тонны книг и штудировать тысячи тематических сайтов — искать источники по конкретному вопросу самой широкой темы проще и быстрее

Понятие об объекте работы

Давайте разберемся, что такое объект курсовой работы. Чтобы понимать сущность такого термина, стоит привести простой пример из жизни. Объектом может считаться студенческая жизнь учащегося – это и ВУЗ, в который он ходит, и посещение кафе и мест развлечений, отдых и домашние дела.

И даже если студент изменит город проживания, место обучения, станет посещать другие кафе, реальным объектом будет все тот же образ жизни. Отсюда можно сделать выводы касательно того, что такое объект курсовой работы:

  • объект – это абстрактное понятие;
  • в понятие «объект» вписывается огромный комплекс процессов и предметов;
  • объект курсовой – это все то, что студент собирается изучать без конкретики, а в целом.

Объект исследования в курсовой работе – это отдельный процесс в действительности или явление, которые изучаются в рамках заданной тематики в поле одной дисциплины. Объект чаще всего содержит в себе сразу несколько предметов, а задачей студента будет выявление актуальной проблемы, подробное ее рассмотрение.

Как оформить методы исследования в курсовой

Выбор определенного метода зависит от темы проекта, его целей и задач. Приемы должны соответствовать содержанию этапов исследования и способствовать получению максимально точных результатов на каждом из них.

Методы исследования указываются во введении к курсовой. Расшифровывать каждый и прописывать его классификационную принадлежность не требуется, достаточно простого перечисления. Лишние писать не стоит: преподаватель может поинтересоваться, где именно и зачем они применялись, а вот специфические для сферы изыскания обозначить надо.

Образец оформления

Пример № 1. История.

Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны.

Пример № 2. Право.

Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование.

Пример № 3. Психология.

Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР».

Как успешно защитить курсовую работу и заработать высокую оценку

Чтобы успешно защитить свой курсовой проект:

Напишите его на достойном уровне.

Хорошо подготовьте защитную речь. Чтобы отлично выступить, нужно кратко и убедительно отразить в речи задачи, цели, итоги работы. Продемонстрируйте свой научный вклад в изучение темы.

Создайте интересную презентацию. Визуальное сопровождение подчеркнёт серьёзность подхода к защите. Не загромождайте слайд текстом, только тезисы или схемы.

Выучите доклад защиты. Нельзя читать текст защиты, можно только иногда подглядывать.

Не начинайте свою защиту с представления. На слайде видно как вас зовут. Можно начать с фразы: «Уважаемые дамы и господа, коллеги! Вашему вниманию предлагается исследование по теме …». Далее переходите к проблеме вашей темы исследования. Уделите больше времени на практическую часть, как была решена проблемы, какие можно сделать выводы, приведите практическую значимость вашей работы!

Идеальный вариант ответа оппонентам – признание части незначительных ошибок и благодарность за вопрос.

Развёрнуто и убедительно отвечайте на заданные вопросы аудитории. Раздайте заранее подготовленные вопросы своим однокурсникам.

Не наживайте себе врагов на кафедре. На защите это может отразиться.

Постарайтесь отлично выступить на студенческой конференции. Это могут засчитать как защиту и будет гарантирована отличная оценка.

Предмет исследования в дипломе

Обычно предмет исследования предоставляет куратор дипломной работы

При оформлении диплома определять объект и предмет исследований важно не только с точки зрения документального оформления работы, но и относительно ее общей реализации. Многие студенты отмечают, что правильная трактовка данных понятий существенно упрощает исследовательскую деятельность и ускоряет создание диплома

Многие студенты отмечают, что правильная трактовка данных понятий существенно упрощает исследовательскую деятельность и ускоряет создание диплома.

Общие принципы отражения предмета исследований в дипломных работах полностью аналогичны упомянутым ранее:

  • во-первых, предмет неотделим от объекта, так как он является его субсвойством, субчастью.
  • во-вторых, предмет исследований должен быть уже объекта в контексте общего рассмотрения, что «вытекает» из предыдущего пункта списка.

Так как темы дипломных работ представляют собой очень широкие сферы изучения, важно уметь грамотно определять их объект и предмет. Допустим, программисту дают тему диплома – «Программирование в компьютерных системах»

Не нужно быть специалистом, чтобы понять обширность этой ниши. Обычно объект исследований и есть тема диплома, поэтому к выбору предмета деятельности важно подходить с должным уровнем ответственности

Допустим, программисту дают тему диплома – «Программирование в компьютерных системах». Не нужно быть специалистом, чтобы понять обширность этой ниши

Обычно объект исследований и есть тема диплома, поэтому к выбору предмета деятельности важно подходить с должным уровнем ответственности

Как правило, он предоставляется куратором научной работы. Но если предмет исследований потребуется определять самостоятельно, то нужно выбирать субчасть объекта, довольно-таки узкую в плане рассмотрения.

То есть, при объекте исследований – «Программирование в компьютерных системах», для хорошего диплома следует выбрать, например, программирование в прикладных средах. Выбрав слишком широкий предмет исследований, исследователь рискует не справиться с работой.

Особенно важно учитывать это именно при работе над дипломом

Как определить объект и предмет курсовой работы?

Рубрика: Курсовая работа

Сколько бы раз ни объяснял преподаватель, чем отличается объект исследования от предмета, сколько бы ни приводил примеров и ни показывал образцов их конкретных формулировок, а толку мало: как только начинаешь определять в своей курсовой работе объект и предмет – только путаешься в этих понятиях. Действительно, на практике с разграничением объекта и предмета как-то все очень сложно, хотя определить и сформулировать объект и предмет в курсовой (да и в любой другой научной работе) – обязательное требование для большей части ВУЗов. Что же собой представляют два этих элемента?

Объект и предмет курсовой работы: понятия

Объект курсовой работы – это отдельно взятое явление или процесс, которые изучаются автором исследования в рамках поднятой темы, соотносящейся с полем конкретной научной дисциплины.

Предмет курсовой работы – это отдельные аспекты, особенности или характеристики объекта, которые автор курсовой работы анализирует в соответствии с темой и спецификой дисциплины, а также являющиеся важными с теоретической и практической точек зрения.

Объект и предмет исследования обозначаются во введении работы, после обозначения актуальности темы, цели и задач курсового проекта

Очень важно соблюсти правила оформления вводной части работы, так как подобная структура прописана в государственном стандарте. Несоблюдение этого требования может повлиять на итоговую оценку

Объект и предмет курсовой работы: в чем разница

Отличительная грань между двумя этими понятиями достаточно тонкая по ряду причин: толковые словари дают порой размытые определения с не совсем конкретными примерами, некоторые ученые признают синонимичность значений этих терминов и т. д. Как же понять различие между объектом и предметом курсового исследования, ведь их формулировки необходимо включить во введение в курсовой?

Чаще всего при разграничении объекта и предмета исследования говорят о том, что объект шире предмета, объект – это общее и абстрактное понятие, а предмет – это частное и конкретное. Приведем отвлеченные примеры для более наглядного объяснения разницы:

Объект и предмет исследования примеры:

  • объект исследования – Уральские горы, предмет – легенды и мифы об Уральских горах;
  • объект исследования – французские предложения, предмет – особенности расположения слов во французских предложениях;
  • объект исследования – финансовая система, предмет – особенности регулирования финансовой системы Центробанка РФ;
  • объект исследования – пациент для врача на приеме, предмет – причины плохого самочувствия этого пациента.

Приведенные примеры показывают и основное структурное отличие предмета от объекта: в формулировке предмета заключены отличительные, наиболее важные, существенные (для данной курсовой работы) признаки, характеристики и особенности объекта. Предмет – то конкретное, что студент изучает в своей курсовой работе, а объект – это, скорее всего, сфера существования этого предмета. Другими словами, можно сказать:

объект отвечает на вопрос — «Что я исследую и рассматриваю в своей курсовой работе (какое явление, какой процесс)?»;
предмет отвечает на вопрос — «В каком ключе я это исследую (какие особенности явления или процесса, какие характеристики и признаки, какой аспект беру во внимание)?».

Очень важно, чтобы объект курсовой работы предполагал некую проблемную ситуацию, которая требует от студента изучения. А предмет исследования – это определенный аспект выделенной студентом проблемы, рассматривая который, можно познать объект в целом, обозначить и выделить его характерные свойства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector