Кто такой нейропсихолог?

Содержание:

Чем занимается нейропсихолог

Нейропсихолог обязан:

выявлять ресурсные и дефицитарные стороны мозговой деятельности пациента, а также степень нарушений высших психических функций путем проведения нейропсихологической диагностики;
устанавливать взаимосвязи между выявленными повреждениями мозговых структур и присутствующими нарушениями психических процессов;
применять нейродиагностические методы, позволяющие выявить особенности восприятия, мышления, саморегуляции, уровня контроля и координации движений пациента;
оценивать степень тяжести выявленных нарушений восприятия (речь, внимание, зрительные образы, пространственная ориентация, способность выполнять целенаправленные двигательные акты);
разрабатывать и осуществлять индивидуальные программы нейрокоррекции (включает двигательную и когнитивную сферы);
вести контроль за качеством выполнения коррекционных упражнений, направленных на улучшение адаптации, развитие и обучение;
вносить дополнения в программу нейрокоррекции;
при органических поражениях участков мозга проводить нейропсихологическую реабилитацию, активируя компенсаторные механизмы высшей нервной деятельности;
оказывать консультационную помощь.

Этот специалист должен обладать:

  • знаниями в области психофизиологии, неврологии, возрастной и клинической анатомии, физиологии ЦНС и сенсорных систем, а также психиатрии и психотерапии;
  • эмпатией, стрессоустойчивостью, уравновешенностью, умением расположить к себе пациента;
  • выдержкой и терпением, которые необходимы при работе с пациентами детского возраста;
  • достаточным уровнем знания английского языка для постоянного повышения квалификации (основная часть исследований по нейропсихологии публикуется на английском языке).

Общие сведения

Нейропсихология – это отрасль медицинской (клинической) психологии, к сфере деятельности которой относятся выявление и коррекция психических процессов, связанных с особенностями функционирования головного мозга человека.

Это междисциплинарная отрасль находится на стыке нейронауки (совокупности научных дисциплин, которые занимаются изучением нейронных процессов) и психологии. Основной задачей нейропсихологии является изучение связи психических процессов и поведения со структурой и функционированием головного мозга.

Психические процессы в нейропсихологии рассматриваются так же, как и в когнитивной психологии – как процессы обработки информации, но нейропсихология при этом обращает внимание на особенности развития, структуры и функционирования мозга человека. К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

  • роли мозга в психической деятельности, а также механизмов, которые влияют на осуществление различных психических процессов;
  • влияния травм и патологий развития мозга на психику;
  • особенностей и этапов развития мозга;
  • нейропсихологических особенностей, которые свойственны детям;
  • методов коррекции различных нарушений психических процессов.

Учитывая различные направления и задачи, присущие данной науке, ее подразделяют на нейропсихологию:

  • Возрастную (детскую или нейропсихологию развития). Этот раздел изучает особенности высших психических функций (ВПФ) и их мозговую организацию у детей, поскольку ВПФ ребенка отличаются от ВПФ взрослого (отличаются более определенным и устойчивым представительством в определенном участке мозга) и меняются от возраста к возрасту. Детская нейропсихология занимается изучением латеральной асимметрии правого и левого полушария, выявляет СДВГ-синдром, минимальную мозговую дисфункцию и другие причины школьной неуспеваемости, а также корректирует выявленные у детей проблемы.
  • Клиническую. Этот раздел занимается изучением нейропсихологических синдромов, которые возникают при поражении определенного участка мозга, и устанавливает связи между травмой, опухолью или кровоизлиянием и происходящими при этом изменениями в психических процессах.
  • Диагностическую, помогающую выявить значение индивидуальных взаимоотношений, которые складываются между полушариями мозга. Нейропсихологический метод помогает решать общие задачи психодиагностики, к которым относятся выявление одаренности, поведение в экстремальных ситуациях и другие индивидуальные различия личности человека.
  • Реабилитационную. Направлена на разработку методов восстановления нарушенных высших психических функций, возникших в результате заболевания как на остром его этапе, так и в виде отдаленных последствий. Нейрореабилитация является комплексной системой, включающей восстановление всех видов высшей психической деятельности (речь, движения и т.д.) и социального статуса пациента.
  • Экспериментальную, которая занимается изучением поведения людей и животных при локальных поражениях мозга. Так, эксперименты А.Р. Лурия позволили изучить и классифицировать нарушения речи и памяти, а в настоящее время этот раздел при помощи нейропсихологических диагностических методов изучает познавательные процессы и эмоциональную сферу человека.
  • Старческого возраста, которая направлена на изучение и терапию различных старческих дегенераций мозга.

Отдельным направлением является нейрокоучинг, позволяющий раскрыть потенциал человека и его когнитивные способности, снизить уровень тревожности и решить другие психологические проблемы с учетом психофизиологических особенностей его развития.

Поскольку нейропсихолог занимается коррекцией психических процессов, его часто путают с психологом. Но эти специалисты отличаются объектом изучения и коррекции – психолог сосредоточен на эмоционально-волевой сфере человека и его эмоционально-личностных проблемах (тревожности, поведенческих нарушениях и т.д.), а нейропсихолог изучает анатомию и физиологию мозга, заболевания ЦНС и корректирует нарушения в развитии, связанные с глубинными мозговыми механизмами.

Нейропсихолог – это специалист, получивший базовое психологическое образование (обычно это клиническая психология) и дополнительное образование по специальности «Нейропсихология».

Профессиональный стандарт

Название программы: Основы нейропсихологииПродолжительность курса: 3 месяца.Объем программы: 520 часов.

Данный курс позволит вам освоить востребованную и высокооплачиваемую профессию нейропсихолога. И получить все знания и навыки, необходимые для успешной карьеры:

  • Правовые основы психологии, профессиональные стандарты;
  • Предмет и задачи, исторические этапы развития нейропсихологии;
  • Вклад нейропсихологии в теорию общей психологии, межпредметные связи;
  • Основные принципы строения и функционирования мозга человека;
  • Теоретические основы и практические аспекты нейропсихологии и т.д.

В результате обучения вы получаете диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, который даёт право на ведение профессиональной деятельности.

Заполнение таблиц:

  • «Современные нейропсихологические концепции» с краткой характеристикой каждой указанной концепции.
  • Установление соотношения видов горизонтальных восьмерок с видами восприятия, которые развивает их рисование.
  • Установление соотношения видов школьной дезадаптации и примеров упражнений, специфичных для нейропсихологических занятий с дезадаптированными детьми.
  • Установление соотношения задач нейропсихологической коррекции и примеров упражнений.
  • Установление соотношения стимульного материала для проведения нейропсихологических упражнений и направлений коррекционного воздействия.
  • Морфофункциональные особенности головного мозга.

Методические материалы:

  • Анамнестические данные и клиническая беседа.
  • Глоссарий по дисциплине «Мозг как морфофизиологический субстрат психической деятельности. Становление в онтогенезе структурно-функциональной организации мозга».
  • Игры и упражнения для развития когнитивной сферы дошкольников, навыков программирования и контроля, операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, сенсорной интеграции, сенсомоторной коррекции.
  • Опросники по латеральным предпочтениям.
  • Организация обучения в зависимости от нейропсихологических особенностей детей.
  • Памятка для практического детского нейропсихолога.
  • Способ количественной обработки материалов.
  • Упражнения по мозжечковой стимуляции.

Специфика

С 2018 года в медицинском сообществе идет обсуждение проекта профессионального стандарта для нейропсихологов

К началу 2020 года он еще не утвержден, но тем, кто планирует получить эту специальность, стоит обратить внимание на требования, которые прописаны в этом документе. Если профстандарт будет принят без поправок, работать нейропсихологами можно будет при следующих условиях:

  • отучившись на специалитете по клинической психологии по профилям, связанным с нейропсихологией;
  • если специализация была другая, потребуется окончить магистратуру по нейропсихологии;
  • если был окончен специалитет по направлениям «психология служебной деятельности» или «психология», необходимо пройти переподготовку по нейропсихологии;
  • тем, кто получил высшее психологическое образование до 2004 года, потребуется и переподготовка, и магистратура по профилю.

Таким образом, перспективы трудоустройства после окончания курсов ДПО будут иметь только обладатели дипломов психологических вузов. Сейчас на профпереподготовку берут также педагогов, дефектологов, логопедов. В некоторые учебные центры можно поступить на курс нейропсихологии вообще с любым высшим или средним профессиональным образованием. Но после вступления профессионального стандарта в силу такие выпускники не смогут работать на законных основаниях.

Программа обучения по детской нейропсихологии даст ответы на вопросы:

  • Какие отрасли составляют структуру нейропсихологии?
  • Поражения каких участков головного мозга приводят к тактильным, зрительным, слуховым агнозиям?
  • Каковы проявления нарушения памяти, внимания и мышления при локальных поражениях мозга?
  • Как проводить нейропсихологическую диагностику в детском возрасте?

Результаты и перспективы:

  • Вы умеете вести деятельность в сфере детской нейропсихологии, компетентны в вопросах диагностики психических нарушений, вызванных локальными поражениями головного мозга.
  • Вы способны распознать симптоматику сенсорных и гностических расстройств, нарушений познавательных процессов (мышления, внимания, памяти) у детей и подростков, провести консультирование их родителей.

Результаты и перспективы

  • Вы готовы к ведению деятельности детского нейропсихолога, способны осуществлять дифференциальную диагностику нейропсихологических симптомов и синдромов поражений головного мозга.
  • Вы умеете проводить нейропсихологическую коррекцию высших психических функций у детей различного возраста, имеющих поражения головного мозга.
  • Вы понимаете механизмы мозговой деятельности и их влияние на психические процессы.

Применение результатов обучения

Поражения головного мозга различной генезы являются одной из главных причин детской инвалидности. Такие дети нуждаются в постоянном уходе, проведении лечебных процедур. С помощью нейропсихологических методов можно устанавливать точный диагноз, разрабатывать и реализовывать программу коррекции. Обучение на курсе поможет Слушателям более глубоко разобраться в функциональной организации головного мозга, нарушениях работы его отделов и квалифицированно работать с детьми, имеющими поражения головного мозга:

Когда нужно обратиться к специалисту

Нейропсихологическое обследование рекомендовано всем детям, планирующим поступление в первый класс. Оно позволит родителям узнать, готов ли малыш к освоению школьной программы и учебным нагрузками. Также необходимо посетить детского нейропсихолога если ребёнок:

  • плохо учится в группе, постоянно отстаёт от сверстников;
  • рассеян, плохо запоминает информацию, не может сконцентрироваться;
  • испытывает трудности в освоении чтения, письма и счёта, несмотря на регулярные занятия с репетиторами;
  • родился с родовой травмой или раньше срока, переболел нейроинфекцией, перенёс травму головы (обследование нейропсихолога позволит узнать, отразилось ли это на функционировании мозга малыша);
  • плохо социализируется, ленится, ведёт себя агрессивно, с трудом себя контролирует;
  • быстро утомляется, плохо спит, постоянно тревожится;
  • неаккуратен, неуклюж, медлителен, нерасторопен.

Методы, которые использует детская нейропсихология, наиболее эффективны в дошкольном и младшем школьном возрастах. Поэтому лучше обращаться к специалисту, когда ребёнку от 3 до 12 лет. Современная детская нейропсихология объясняет это тем, что в раннем возрасте происходит формирование основных структур мозга, отвечающих за высшие психические функции.

О профессии нейропсихолога в деталях

Нейропсихолог занимается коррекцией восприятия, улучшением памяти, внимания, особенностей мышления, речи и координации. Также этот специалист проводит обследования для диагностики патологических состояний мозга, при которых у пациентов наблюдаются проблемы с психикой и центральной нервной системой

Важно понимать, что нейропсихолог не может исправить абсолютно все психические заболевания, но во власти квалифицированного специалиста сделать так, чтобы снивелировать их развитие и диапазон проявления

Выделяют два направления нейропсихологии: детская и взрослая. При работе со взрослыми специалист помогает пациентам справиться с негативными условиями жизни, в которых те оказались. Детский нейропсихолог помогает самым маленьким пациентам развить основные функции психики в нужном направлении. Например, компетентности этого эксперта хватает, чтобы помочь ребенку адаптироваться в социуме и начать контролировать свое поведение. К нейропсихологу ведут детей, которые страдают:

  • ДЦП;
  • нарушением процесса контроля собственного поведения;
  • синдромом дефицита внимания;
  • гиперактивностью;
  • повышенной утомляемостью;
  • замедленным умственным или физическим развитием;
  • проблемами со счетом, письмом или чтением в младшем школьном возрасте.

Под наблюдением специалиста оказываются дети, которые имеют травму головного мозга, родовую травму или перенесли тяжелую операцию под общим наркозом. Также этот эксперт может помочь ребенку лучше и быстрее справиться с усвоением школьной программы.

Взрослые пациенты нейропсихолога – это люди, которые вследствие травмы головы, сильного шока или отравления наркотическими веществами столкнулись с нарушением:

  • речи, слухового, зрительного или тактильного восприятия;
  • мышления, памяти, внимания или координации;
  • контроля собственного поведения и проявления эмоций.

Чем нейропсихолог отличается от психолога, дефектолога, психиатра и психотерапевта

Многие люди путают между собой все эти специальности. Чтобы разобраться в них, давайте сначала разгруппируем их на две категории: врачи и не врачи. К врачам относятся психиатры и психотерапевты. Не врачи: психологи, клинические психологи, дефектологи и нейропсихологи.

Психиатры имеют дело с психически тяжелобольными людьми. Для лечения психики своих пациентов они используют в основном только медицинские препараты. Для работы психиатром обязательно нужно иметь высшее медицинское образование.

Психотерапевты работают над исцелением психически больных преимущественно с помощью бесед, построенных определенным образом. Для ускорения выздоровления эти врачи могут выписывать лекарства. Для работы нужно медицинское образование.

Психологи работают с психически здоровыми людьми. Основные запросы клиентов на приеме у психолога связаны с конфликтами, ссорами, проблемами самореализации. Психологи не работают с расстройствами психики, потому что это уже компетенция психотерапевта или психиатра, в зависимости от сложности случая. Для работы психологом медобразование не нужно.

Клинические психологи – тоже не врачи, хотя они могут работать в медучреждениях. Они не имеют право выписывать пациентам лекарства или ставить диагнозы. В их компетенции работа с чуть более сложными случаями, чем за которые берется обычный психолог. Специалист лечит пациентов, просто беседуя с ними определенным образом про их чувства и эмоции.

Дефектолог работает над исправлением некорректно работающих психических функций человека. Этот специалист помогает пациентам с помощью развивающих игр, специальных упражнений и творчества. И он не врач.

Нейропсихологи работают практически с теми же дефектами психики, что и дефектологи и клинические психологи, только причину появления патологии они ищут в самом мозге пациента, а не только в психике и сознании. Несмотря на то что нейропсихология граничит с медициной, эта область все-таки не является медицинской.

Вы узнаете и научитесь

Обучение на курсе предполагает подробное рассмотрение тем:

  • Строение мозга как субстрата психических процессов.
  • Современные технологии коррекционно-восстановительной работы со взрослыми, имеющими нарушения ВПФ очагового характера.
  • Диффузные поражения кортикальных структур: определение, виды, нейропсихологическая помощь.
  • Задачи мультидисциплинарной бригады в ходе оказания помощи лицам с органическими поражениями кортеса.

Результаты и перспективы

  • Вы понимаете особенности очаговых поражений и их влияние на высшие психические функции.
  • Вы знаете, как правильно организовать диагностику и реабилитационную помощь при диффузных поражениях мозговых структур.
  • Вы владеете современными методами нейропсихологической диагностики взрослых, имеющих различные повреждения головного мозга.

Применение результатов обучения

Завершив обучение, вы будете иметь необходимые теоретические знания и практические навыки для работы в качестве нейропсихолога, ознакомитесь с базовыми принципами реабилитации и восстановительного обучения больных с поражениями мозга различной природы.

Полученные в ходе обучения компетенции (при условии наличия высшего образования) позволят вам работать в различных медицинских учреждениях и реабилитационных центрах. Вы сможете оказывать квалифицированную помощь взрослым с нарушением ВПФ врождённого характера, вызванными черепно-мозговыми травмами, опухолевыми образованиями или кровоизлияниями в мозг.

Программа включает вебинары:

Внимание – познавательный процесс, симптом нарушения при СДВГ. Часть 1

Внимание как динамическая характеристика деятельности (общие характеристики, нарушения)
Внимание – познавательный процесс, симптом нарушения при СДВГ. Часть 2. Этапы развития внимания у детей в онтогенезе.
Детская нейропсихология. Нейропсихологическая диагностика и консультирование (в двух частях).
Диагностика и коррекция когнитивной сферы при дефицитарном развитии (на примере ДЦП) (в двух частях).
Использование нейропсихологических альбомов для диагностики зрительного восприятия и восстановления зрительной памяти.
Методика нейропсихологической диагностики детей. Часть 1. Двигательная сфера.
Методика нейропсихологической диагностики детей. Часть 2. Познавательные процессы. Восприятие.
Нейропсихологическая методика исследования зрительной памяти у детей (узнавание предметных изображений, называние предметов и действий, зрительные ассоциации, вербальные ассоциации).
Нейропсихологическая организация высших психических функций.
Нейропсихологические аспекты речевого онтогенеза.
Нейропсихологические механизмы речи.
Нейропсихологические технологии в работе логопеда с детьми младенческого и раннего возраста.
Нейропсихологические технологии в работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста.
Основные подходы к нейропсихологической диагностике высших психических функций у детей.
Основные понятия нейропсихологии.
Особенности проявления афазий в детском возрасте.
Причины и виды речевых нарушений.
Сенсорная алалия: диагностика и стратегия коррекционно-логопедической работы (в двух частях).
Современные взгляды на механизмы и проявления моторной алалии и их влияние на стратегию коррекционно-логопедической работы (в двух частях).
Социально-биологические, психологические и нейропсихологические основания детской нейропсихологии.
Структурно-функциональное созревание головного мозга в онтогенезе.
Теория о трех функциональных блоках мозга.
Тест комплексной фигуры Рея–Остеррайха в нейропсихологической диагностике детей и взрослых.
Функциональная асимметрия мозга как признак индивидуальности личности: возрастные аспекты, гендерные различия, этнические особенности.
Школьная дезадаптация. Нарушения чтения, письма, счета (обзор).

Практические задания курса

Практические задания программы предполагают отработку профессиональных умений, например:

  • ориентироваться в вариантах выполнения нейропсихологических упражнений;
  • учитывать нейропсихологические особенности детей, обучающихся в начальной школе при решении профилактических и коррекционных задач;
  • опираясь на характеристики ребёнка, оптимальным образом определять его место в применять знания об основных правилах протекания нейропсихологических процессов;
  • применять знания по нейропсихологии для решения практических задач;
  • работать с различными формами дизартрий;
  • группе сверстников;
  • понимать сущность и содержание принципов нейропсихологической коррекции в детском возрасте;
  • соблюдать последовательность внедрения метода замещающего онтогенеза в процесс психолого-педагогического сопровождения;
  • составлять описание примерного содержания нейропсихологического сопровождения ребёнка, придерживаясь схемы, предложенной преподавателем;
  • ориентироваться в особенностях инвентаря для проведения нейропсихологических коррекционных занятий, методах и приемах коррекции;
  • ориентироваться в отличительных особенностях форм нейропсихологических занятий;
  • составлять характеристику-описание развития речевой функции в онтогенезе (период от 0 до 3-х лет).

Зарплата детского нейропсихолога в России

Зарплата будет зависеть от региона деятельности. Согласно опубликованным вакансиям на сайтах бирж труда, на старте карьеры москвич-нейропсихолог может рассчитывать на заработную плату в 20 тысяч рублей, а опытный специалист в столице зарабатывает от 50 до 120 тысяч рублей. В российских регионах ситуация скромнее: здесь начинающий нейропсихолог получает около 16-20 тысяч рублей, но с опытом его зарплата возрастает до 45 тысяч.

Ведя частную практику и обладая фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии, уровень заработной платы можно поднять значительно выше озвученных цифр.

Подводя итог под всем вышесказанным, можно смело утверждать, что профессия детского нейропсихолога уже сейчас востребована в нашей стране, и популярность ее продолжает набирать обороты. Путь к профессиональному успеху будет, несомненно, не так-то прост, и потребует от вас затрат сил, энергии и времени. Но тем желаннее конечная цель – эффективно помогать детишкам в их нелегких проблемах, менять их мир в лучшую сторону и дарить им беззаботное детство и счастливое будущее. Разве может быть у взрослых задача важнее этой?

Фото: canva.com

Вы узнаете и научитесь

Слушатели курса, будущие детские нейропсихологи, изучат следующие темы учебного плана:

  • Физиологическая основа высшей нервной деятельности.
  • Строение и функции отделов головного мозга.
  • Симптомы и синдромы поражений головного мозга у детей.
  • Нейропсихологический инструментарий диагностической работы с лицами, имеющими расстройства головного мозга.
  • Коррекционно-развивающая работа посредством нейропсихологических технологий.
  • Дифференцированный подход к коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и школьного возрастов.
  • Нейропсихологические методы психолого-педагогического сопровождения детей с дисфункциями головного мозга.

Вебинары

Программа по детской нейропсихологии включает значительное число вебинаров, постоянно разрабатываются и проводятся новые. С полным списком тем вы можете ознакомиться у ведущего преподавателя или специалиста по организации приёма.

  • Детская нейропсихология. Нейропсихологическая диагностика и консультирование (в двух частях).
  • Диагностика и коррекция когнитивной сферы при дефицитарном развитии (на примере ДЦП) (в двух частях).
  • Использование нейропсихологических альбомов для диагностики зрительного восприятия и восстановления зрительной памяти.
  • Нейропсихологическая методика исследования зрительной памяти у детей
  • Нейропсихологические технологии в работе логопеда с детьми младенческого и раннего возраста.
  • Нейропсихологические технологии в работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Требования к Слушателям

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Обучение по образовательным программам учебного центра доступно для лиц старше 18 лет

Обучение по образовательным программам учебного центра доступно для лиц старше 18 лет.

Для оформления документов необходимы копии:

  1. паспорта гражданина РФ;
  2. страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС);
  3. диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*;
  4. документа о смене ФИО (если данные в документах отличаются).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. От иностранных граждан могут понадобиться дополнительные документы, уточнить список можно у специалистов отдела по организации приема

От иностранных граждан могут понадобиться дополнительные документы, уточнить список можно у специалистов отдела по организации приема.

Чем занимается нейропсихология?

Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д. Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

Нейропсихологическое обследование детским нейропсихологом

Диагностика нарушений в развитии проводится детским нейропсихологом в соответствии со следующими этапами:

  • исследование функциональных нарушений мозга;
  • определение особенностей физического развития;
  • тестирование уровня умственного развития ребенка;
  • изучение эмоциональных проявлений;
  • изучение наличия патологий в функциональной асимметрии полушарий мозга;
  • исследование двигательных особенностей;
  • диагностика зрительной и пространственной ориентации, способности узнавать предметы;
  • исследование уровня развития речи и памяти, определение уровня интеллекта, навыков чтения и письма;
  • оценка праворукости и леворукости.

Подобная всесторонняя диагностика занимает много времени, требует специальных навыков. Примерная длительность обследования детей в зависимости от возраста:

  • дети в возрасте до 7 лет — от 60 до 90 минут;
  • дети в возрасте от 7 лет — до 90 минут;
  • дети старше 10-12 лет могут проходить обследование около 1,5 часов.

Именно такой подход позволяет оценить уровень развития всех психических функций конкретного ребенка, их сочетание. Это дает возможность правильно поставить диагноз, а также составить такую коррекционную программу, которая будет восстанавливать развитие, не перегружая ребенка, а также учитывая сочетание всех индивидуальных показателей.

Нейропсихологическая диагностика детским нейропсихологом проводится индивидуально. Для этого в центре оборудован отдельный кабинет, где нет отвлекающих звуков и посторонних людей, что помогает сконцентрироваться. Специалисты центра создают спокойную и доброжелательную обстановку, которая не будет дополнительным стрессором. С детьми общаются простым и понятным языком, используются короткие фразы и простые слова, что помогает любому ребенку понимать инструкции и правильно их выполнять. Все дети до 10 лет обследование проходят в игровой форме.

Практическое значение нейропсихологии в лечении детей

Поражение мозга у ребенка может возникнуть по разным причинам: проблемы в формировании плода в период беременности, родовые патологии, травмы и пр. Родителям стоит обратиться к нейропсихологу, если они замечают у ребенка симптомы:

  • Проблемы в психомоторном развитии: неловкость, неуклюжесть, неспособность удерживать баланс, нарушения координации.
  • Постоянная напряженность, тревожность, бессонница, слишком чуткий сон, плохой аппетит, боязнь громких звуков.
  • Проблемы при освоении чтения, письма и счета. Например, ребенок пишет зеркально, переставляет буквы и части слов местами, пропускает буквы и слоги.
  • Нарушение ориентации в пространстве. Ребенок не понимает, где право и лево.
  • Слабая память. Ребенок не может запомнить даже простейшее четверостишие. Часто сбивается, пытаясь что-то рассказать, забывает, о чем говорил и перескакивает с одной мысли на другую.
  • Нарушения, задержка или полное отсутствие речи.
  • Эмоциональные нарушения не по возрасту (то есть не во время кризиса 1, 3 или 7 лет). Импульсивность, частые истерики или, напротив, заторможенность.
  • Заикание, нервный тик, логоневроз, навязчивые движения.
  • Слишком быстрая утомляемость.

При работе с детьми огромную роль играет правильная диагностика. Дело в том, что мозг ребенка формируется и развивается неравномерно. Если врач не понимает, на каком этапе развития находится в данный момент мозг пациента, он не может ни поставить правильный диагноз, ни назначить нужное лечение.

Зато восстановительное обучение в рамках нейропсихологии для детей гораздо эффективнее, чем для взрослых. Это связано с тем, что внутри- и межполушарные связи у детей еще не сформированы окончательно. Их мозг активно развивается, а потому очаговое поражение распространяется медленнее, чем у взрослых, специфические расстройства возникают реже, а восстановление нарушенных функций при правильном лечении происходит гораздо чаще и быстрее.

Чтобы лечение ребенка было эффективным, следует придерживаться основных принципов нейропсихологии:

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку. С его помощью можно выстроить эффективную систему мотивации.
  • Постепенный переход от простого к сложному с многократным повторением отдельных частей коррекционной программы.
  • Опора на сохранные (не поврежденные) функции и предметную деятельность, в ходе которой ребенок усваивает назначение разных вещей и учится ими пользоваться.
  • Проведение коррекционных занятий в игровой форме.

Возможности нейропсихологии в лечении детей огромны: нарушенные функции во многих случаях можно компенсировать или даже полностью восстановить благодаря пластичности детского мозга.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Рекомендуемые программы обучения

Все программы направления

Нейропсихология взрослых. Диагностика и реабилитация лиц, имеющих нарушения высших психических функций различного генеза с присвоением квалификации «Нейропсихолог» (340ч)
15900 руб.  12700 руб.

Нейропсихологические методы диагностики, коррекции высших психических функций и абилитации отклоняющегося поведения (108ч)
7100 руб.  5142 руб.

Нейропсихология больных с локальными и сосудистыми поражениями головного мозга (при травмах головного мозга и инсультах у взрослых): диагностика и реабилитация (144ч)
9200 руб.  5980 руб.

Нейропсихология детского возраста (144ч)
9900 руб.  7700 руб.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector