Профессия врач: специальности и обучение, где и как им можно стать

31.02.01 Лечебное дело

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».К.Д.Ушинский

Форма обучения очная
Уровень подготовки углубленная подготовка
База обучения среднее общее образование (11 кл.)
Нормативный срок обучения 3 года 10 месяцев
Квалификация фельдшер

Область профессиональной деятельности выпускников:

  • лечебно-диагностическая;
  • медико-профилактическая;
  • медико-социальная;
  • организационно-аналитическая

 Объекты профессиональной деятельности выпускников:

  • пациенты;
  • здоровое население (дети, лица трудоспособного возраста, лица пожилого и старческого возраста, беременные, организованные коллективы детских садов, образовательных учреждений, промышленных предприятий);
  • средства оказания лечебно-диагностической, лечебно-профилактической и медико-социальной помощи;
  • контингенты, по отношению к которым осуществляется организационно-аналитическая деятельность;
  • первичные трудовые коллективы.

Основные виды деятельности:

  • диагностическая деятельность;
  • лечебная деятельность;
  • неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе;
  • профилактическая деятельность;
  • медико-социальная деятельность;
  • организационно-аналитическая деятельность;
  • выполнение работ по профессии «младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Профессия фельдшер — одна из древнейших и наиболее приближенных к уважаемой профессии врача.

Она уникальна и так же, как и работа врача, связана с высочайшей ответственностью за жизни людей.

Профессия фельдшер универсальна и, в первую очередь, подразумевает огромную профессиональную самостоятельность и, как следствие этого, ещё более огромную ответственность.

Если мы обратимся к видам профессиональной деятельности, которые осваивают студенты специальности «Лечебное дело» в процессе обучения, то увидим, что даже названия этих видов деятельности подчеркивают важность и ответственность будущей профессии. Например, «Диагностическая деятельность» предусматривает умение обследовать пациента и умение поставить правильный диагноз

Это одна из самых сложных задач. «Лечебная деятельность» направлена на выбор и адекватность назначенного лечения. «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» предусматривает задачу научить фельдшера оказанию скорой и неотложной помощи всем больным и пострадавшим. От своевременности и правильности оказания этой помощи порой зависит исход состояния. Часто при этом на кону стоит жизнь пациента. «Профилактическая деятельность» направлена на предупреждение возникновения или обострения заболеваний. Небезызвестен тот факт, что болезнь легче предупредить, чем лечить. «Медико-социальная деятельность» направлена на реабилитацию как физическую, так и психологическую. «Организационно-аналитическая деятельность» помогает фельдшеру научиться правильно организовать свою работу.

По окончании колледжа специалист — выпускник специальности «Лечебное дело» имеет право работать в одном из выбранных направлений:

  • ФАП;
  • здравпункт завода, школы, ДДУ;
  • скорая медицинская помощь.

Все эти направления почётны и важны.

Для достижения высоких профессиональных успехов профессия фельдшер требует прежде всего:

  • повышенной ответственности;
  • самоконтроля;
  • самообладания;
  • спокойствия;
  • терпения и уравновешенности;
  • способности быстро и гибко думать;
  • способности принимать порой нестандартные решения в условиях дефицита времени.

Обучение на терапевта

Терапия – одна из самых популярных специальностей, обучение состоит из 2-х этапов:

  • абитуриент поступает в вуз, выбирая специалитет «Лечебное дело» (код: 31.05.01), где учится в течение 6 лет. Профильный экзамен – химия, обязательный – русский язык. Необходимы результаты ЕГЭ по биологии и математике (профильная), реже требуется физика или иностранный язык. Форма обучения только очная, конкурс на место превышает 8-20 человек, что зависит от региона;
  • получив диплом вуза, необходимо продолжить обучение в ординатуре по профилю «Терапия» (код: 31.08.49). Срок – 2 года.

Обратите внимание на то, что пройти переподготовку по направлению «Терапия» могут лишь те врачи, которые в ординатуре получили специальность «Общая врачебная практика (семейная медицина)». А вот дипломированным терапевтам, как врачам широкого профиля, доступно огромное количество программ для переподготовки: «Токсикология», «Аллергология и иммунология», «Водолазная медицина», «Кардиология» и еще более 20 специализаций (согласно Приказу Минздрава России от 08

10. 2015 N 707н).

Основные обязанности фельдшера и медсестры

Чтобы работать по этим специальностям, достаточно закончить медицинский колледж.

Основные обязанности фельдшера:

  • Проводить первичную диагностику, сердечно-легочную реанимацию, автоматическую дефибрилляцию.
  • Оказывать доврачебную медицинскую помощь. Под «доврачебной» подразумевается комплекс лечебных мероприятий, проводимых младшим медицинским специалистом.
  • Совершать базовые мед манипуляции: регистрировать ЭКГ, собирать анамнез.
  • Выписывать рецепты и назначать лекарственную терапию.
  • Принимать роды.

Основные обязанности медицинской сестры:

  • Ухаживать за больными.
  • Проводить базовые медицинские манипуляции: ставить капельницы, делать уколы, ассистировать врача.
  • Работать с документацией: вписывать данные в амбулаторную карту больного, ставить штампы на бланках.
  • Вести прием, учет и хранение лекарственных препаратов.
  • Поддерживать чистоту в медицинском учреждении.

В очень редких случаях мед заведение имеет право направить ее на выезд к пациенту. Обычно данная обязанность прописывается в трудовом договоре.

В чем же основное отличие

Есть три основных отличия:

Фельдшер — специалист с более углубленным образованием. Он имеет право самостоятельно проводить диагностику и назначать лекарственные препараты.

Он — выездной медработник на постоянной основе, медицинская сестра — нет.

На фельдшера учатся 3 года и 10 месяцев, поступить на него возможно только на базе 11-ти классов. Срок обучения на медсестру составляет 2 года и 10 месяцев. Отдельно стоит отметить, что выездной медработник зарабатывает немного больше. Средняя зарплата такого специалиста составляет 40 тысяч рублей по Москве, а медицинская сестра получается порядка 35-ти тысяч рублей.

На какое направление лучше поступить

На вопрос «Какое направление лучше» нельзя дать однозначный ответ. Все дело в том, что многое зависит от абитуриента, его выносливости и выдержки. При поступлении нужно учитывать именно индивидуальные особенности психики будущего врача.

Если ему по душе более спокойная рабочая обстановка и нормированный график, где он выполняет поручения врачей, но готов смириться с небольшой разницей в зарплатах, то выбор очевиден — стоит выбрать «Сестринское дело».

Если же абитуриент хочет зарабатывать от 40 тысяч и выше, он готов к физическим нагрузкам, разъездной работе, обладает высокими коммуникативными навыками, уравновешенностью и спокойствием, стабильным психологическим состоянием, то стоит выбрать «Лечебное дело».

Как перевестись

Это лучше спросить непосредственно у представителей учебного заведения.

Обычно колледжи предоставляют возможность перевода с «Лечебного дела» на «Сестринское дело».

Если уже состоявшийся специалист решит сменить профессиональную деятельность, то ему необходимо не перепоступать, а просто переквалифицироваться и получить сертификат об этом.

Перевестись со «Сестринского дела» на «Лечебное дело» проблематично и чаще всего невозможно. Согласно последним утвержденным приказам, студенту придется перепоступать, а не переводиться на другую специализацию и доучиваться год как в первом случае.

Если уже состоявшийся специалист решит сменить специальность, то он не сможет переквалифицироваться и получить сертификат по специализации «Лечебное дело».

Из всего вышеперечисленного следует, что к выбору профессионального образования стоит отнестись со всей ответственностью. Выездному работнику проще начать карьеру медицинской сестры. Для этого ему понадобится пройти переподготовку на «Сестринское дело» и предоставить соответствующий сертификат.

Поэтому ответ на вопрос «Может ли фельдшер работать медсестрой?» — да, может. Главное — наличие сертификата.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Как долго придется учиться на фельдшера на курсах переподготовки?

Designed by prostooleh/Freepik

Зависит от организации. По закону, профпереподготовка не должна занимать менее 250 часов. Как правило, учебные центры и медучреждения предлагают пройти переподготовку на фельдшера за 360 либо 520 часов.

Напомним: постановление правительства о выдаче диплома только при сроке подготовки от 500 часов устарело. Диплом о прохождении переподготовки установленного образца имеют право выдать и при меньшем количестве часов обучения. Однако на всякий случай стоит сразу уточнить этот нюанс в организации, чтобы не было неприятных сюрпризов, вроде получения свидетельства вместо диплома.

Как переучиться с медсестры на фельдшера?

Между профессиями медсестры и фельдшера есть существенное различие: фельдшер может быть более самостоятельным в принятии важных и экстренных решений – ставить диагнозы, назначать лечение, выписывать рецепты, – а медицинская сестра действует исключительно по указанию врача.

Можно ли переучиться на фельдшера после прохождения переподготовки? Это сложный вопрос. Некоторые юристы утверждают, что закон не предусматривает возможности переподготовки по специальности «Лечебное дело» для экспертов любых других специальностей. То есть, имея диплом и сертификат по направлению «Сестринское дело», нельзя стать фельдшером без среднего образования по «Лечебному делу». В то же время предложений по курсам профпереподготовки для медсестер, желающих стать фельдшерами, в учебных центрах и медучилищах довольно много, время обучения – в среднем от 1 до 3 лет. Где же правда?

Приказ Минздрава №707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»», действительно, не предполагает переподготовки медсестры на фельдшера. Но эксперты отмечают: возможность пройти переподготовку и получить диплом есть, – если медсестра фактически работала фельдшером в течение 10 лет и может подтвердить это на основании приказа Минздрава № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков…».

Согласно этому приказу, государственные и муниципальные образовательные и научные организации направляют сотрудников, имеющих среднее или высшее медобразование, не соответствующее квалификационным требованиям, но проработавших непрерывно более 5 лет, на повышение квалификации (от 100 до 500 часов), от 5 до 10 лет – на профпереподготовку (свыше 500 часов).

Некоторые эксперты рекомендуют медсестрам, вместо того чтобы получать профессию «фельдшер», учиться на врача – в вузе.

Программы

Несмотря на различия в трудоемкости предлагаемых программ обучения, основные изучаемые темы в них перекликаются. Среди наиболее важных и актуальных вопросов подготовки акушеров остаются такие:

  • система организации акушерско-гинекологической помощи в России;
  • нормы законодательства в части охраны здоровья матери;
  • женская репродуктивная система, ее анатомия и физиология;
  • основы гинекологии;
  • акушерская амбулаторно-поликлиническая помощь;
  • физиология беременности и родов;
  • действия при шоковом состоянии пациента, кровотечениях, патологических родах;
  • лекарственные препараты, применяемые в акушерстве;
  • прерывание беременности.

Также специалистов обучают особенностям оказания акушерско-гинекологической помощи детям и подросткам. Кроме того, им следует владеть информацией о травмах и воспалительных заболеваниях тазовых органов женщины, проблемах с эндокринной системой, новообразованиях и инфекциях, которые передаются половым путем.

Общие сведения

Вот небольшой перечень личностных качеств будущего врача: профессионализм, доброжелательность, аккуратность, ответственность, тактичность, терпеливость, выдержанность, внимательность, оптимистичность и бескорыстность. И это не пустые слова. В прошлом профессия врача была более престижна. А сейчас престижность этой профессии несколько упала. Почему? Наверное, потому, что нынешнее врачи не обладают в полной мере этими качествами. Хотя есть и другие причины.

Особенности поступления в медицинский ВУЗ

При поступлении в институт сдаются экзамены по математике, русскому языку,  химии или биологии. Могут быть и другие дисциплины — это зависит от выбранной специальности. В некоторых престижных медицинских вузах проводится дополнительные вступительные испытания.

При поступлении в медицинские ВУЗы потребуется набрать  большое количество баллов — как минимум 80.

К самым популярным направлениям относятся – «Фармация», «Педиатрия», «Стоматология» и «Лечебное дело».

Целевое направление облегчит ваше поступление в медицинский ВУЗ. Получить его можно в департаменте здравоохранения по месту регистрации или в медицинском учреждении. Заявление на получение целевого направления подаётся в период апрель-июнь. Если заявлений слишком много, то среди соискателей проводится конкурсный отбор. Здесь большое значение сыграет ваш аттестат и результаты ЕГЭ.

Среди поступающих студентов по целевому направлению проводится свой конкурс. В случае если вы его не пройдете, то у вас будет возможность участвовать в основном конкурсе. Те, кто учится в ВУЗе по целевому направлению, будут обязаны после его окончания несколько лет работать по распределению.

Обучение в медицинских вузах Москвы возможно только при наличии регистрации в столице.

Если вам не удалось с первого раза поступить в ВУЗ, то неплохим вариантом будет поступление в медицинский колледж. После его окончания можно будет сделать повторную попытку поступления в ВУЗ по результатам ЕГЭ.

Особенности обучения в медицинском ВУЗе

~  Трудности первого курса.

На первом курсе самый большой отсев студентов — уходит приблизительно каждый пятый студент. Это происходит по двум основным причинам — очень напряженная  сложная учеба и специфика обучения будущих медиков. В первую очередь сюда относятся практические занятия в анатомичках. Вот тут и выясняется, что многие студенты на физиологическом уровне не выносят вида трупов, их частей, запахов формалина и т.д. Причём всё это нужно не просто видеть, но при этом приходится работать с этим материалом — препарировать, резать, трогать и зарисовывать. К сожалению, у каждого человека есть барьеры, через которые он не может перепрыгнуть.

Студенты медицинских вузов на всех занятиях и лекциях должны  быть в халатах и медицинских шапочках. Таким образом, прививается профессиональная культура.

~   Трудности третьего курса.

Интересной особенностью является, так называемая, «болезнь третьего курса». Об этом знают все, кто прошел обучение в медицинских вузах. Дело в том, что на третьем курсе студенты знают уже достаточно много. Но нет навыка разложить эти знания по полочкам. В результате студенты третьекурсники массово обнаруживают у себя симптомы многих заболеваний. Они начинают бегать по врачам и критиковать их за то, что они не видят симптомов их недугов. Но после окончания третьего курса этот массовый психоз проходит вместе с надуманными болезнями.

Еще одна особенность. Все будущие врачи проходят основы военной подготовки и после окончания ВУЗа получают удостоверение офицера запаса. Откосить от этих занятий не получится.

Очень интересен подход к практике будущих врачей в лечебных заведениях. С одной стороны, он проводится как бы фиктивно, ведь все действия выполняют медицинские сёстры, врач только руководит. Но с другой стороны, какой же ты руководитель, если не можешь все эти операции выполнять самостоятельно. Поэтому  студент-медик должен стремиться многие манипуляции делать самостоятельно, иначе, откуда появится навыки.

Что ждет после окончания ВУЗа

С 2017 года да все выпускники медицинских ВУЗов проходят обязательную аккредитацию. Это компьютерное тестирование. Оно включает в себя 60 вопросов, на которые нужно ответить в течение одного часа. Минимальное количество баллов для допуска к работе — не менее 70.

После этого молодой специалист может работать терапевтом или педиатром. Также открывается возможность поступления в ординатуру для освоения узкой специализации.

Переучиться на косметолога

Деятельность провизоров не связана с лечением пациентов и выполнением различных процедур, поэтому без длительной переподготовки такой специалист может быть только косметологом-эстетистом, работающим в маникюрном салоне или в парикмахерской. После курсов человек может выполнять любые эстетические процедуры, кроме инвазивных техник, вроде введения медикаментов с помощью инъекций и воздействия на организм с использованием специального оборудования.

Простое переобучение на медицинского косметолога доступно врачам, медсестрам и фельдшерам. Если возникло желание перейти в эстетическую медицину, провизор может пройти переобучение в мед колледже в течение 3−4 лет. После выдачи нового диплома будет достаточно пройти переподготовку по косметологии. Если специалиста притягивают более сложные процедуры в косметологической сфере, придется переучиваться на врача в вузе.

Обязанности

Любой фельдшер должен уметь при необходимости оказать доврачебную помощь, принять роды, провести первичный осмотр и диагностику, собрать анализы.

Также медработники обременяются ведением определенного объема отчетной документации. Их конкретные функции зависят от специализации и прописываются в должностной инструкции.

Виды фельдшеров и профессиональные обязанности специалистов:

  • акушер — ведение беременной с момента постановки на учет до поступления в роддом. При необходимости прием родов, отслеживание состояния пациентки после выписки;
  • детский — прием, осмотр и оценка состояния здоровья детей всех возрастов. При необходимости постановка прививок, выполнение ряда лечебных или профилактических манипуляций;
  • лаборант — организация сбора биологического материала для анализа или прямое выполнение манипуляций. Работа на современных анализаторах с целью проведения основных проверок биомассы;
  • санитарный — помощник профильного врача. Обычно выполняет задания руководства по проверке санитарного состояния общественных заведений (школы, детские сады, парикмахерские, продовольственные магазины);
  • главный — фельдшер с высшим медицинским образованием, имеющий опыт работы не менее пяти лет и сертификат. Последний дает ему право управления средним и младшим медицинским персоналом. Обычно работает в качестве помощника руководителя учреждения;
  • военный — одни специалисты принимают участие в осмотре призывников с целью оценки их готовности к несению службы. Другие работают непосредственно в военных частях, где отвечают за состояние здоровья солдат и офицеров, их лечение в медчасти или полевых условиях;
  • ветеринарный — выполняет функции ветеринарного врача с рядом ограничений. Осматривает животных, ставит им диагнозы, назначает лечение, проводит определенные процедуры. Отдельные специалисты подтверждают чистоту породы и родословную «клиентов», оценивают их состояние перед соревнованиями, выставками, вязкой;
  • участковый — ведет прием пациентов в поликлиниках, на предприятиях, в общественных учреждениях (детском саду, школе). Следит за условиями учебы или труда подопечных, оказывает доврачебную помощь, организует транспортировку пациентов;
  • скорой помощи — помогает врачу, закрепленному за бригадой, или сам возглавляет команду. Выезжает на вызовы, проводит осмотр пациентов, оценивает их состояние, ставит предварительные диагнозы. Назначает лечение на месте или организует перевозку больного в лечебное заведение. Констатирует наступление смерти, оформляет документы для полиции.

Карьера после окончания по программы подготовки специалистов среднего звена «Лечебное дело» в Уфимском медицинском колледже в Уфе

Выпускники получают квалификацию фельдшеров при углублённой подготовке.

Основные профессиональные функциональные обязанности выпускников:

  • Планирование обследования пациентов различных возрастных групп.
  • Проведение диагностических исследований.
  • Проведение диагностики острых и хронических заболеваний.
  • Проведение диагностики беременности.
  • Проведение диагностики комплексного состояния здоровья ребёнка.
  • Проведение диагностики смерти.
  • Оформление

Выпускники получают квалификацию фельдшеров при углублённой подготовке.

Основные профессиональные функциональные обязанности выпускников:

  • Планирование обследования пациентов различных возрастных групп.
  • Проведение диагностических исследований.
  • Проведение диагностики острых и хронических заболеваний.
  • Проведение диагностики беременности.
  • Проведение диагностики комплексного состояния здоровья ребёнка.
  • Проведение диагностики смерти.
  • Оформление медицинской документации.
  • Определение программы лечения пациентов различных возрастных групп.
  • Определение тактики ведения пациента.
  • Выполнение лечебных вмешательств.
  • Проведение контроля эффективности лечения.
  • Контроль состояния пациента.
  • Организация специализированного сестринского ухода за пациентом.
  • Организация оказания психологической помощи пациенту и его окружению.
  • Оформление медицинской документации.
  • Диагностика неотложных состояний.
  • Контроль эффективности проводимых мероприятий.
  • Определение показания к госпитализации и проведение транспортировки пациента в стационар.
  • Организация и оказаниеь неотложной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
  • Организация диспансеризации населения и участие в ее проведении.
  • Проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий на закрепленном участке.
  • Санитарно-гигиеническое просвещение населения.
  • Проведение диагностики групп здоровья.
  • Проведение иммунопрофилактики.
  • Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
  • Организация здоровьесберегающей среды.
  • Организация и проведение работы Школ здоровья для пациентов и их окружения.
  • Медицинская реабилитация пациентов с различной патологией.
  • Проведение психосоциальной реабилитации.
  • Осуществление паллиативной помощи.
  • Проведение медико-социальной реабилитации инвалидов, одиноких лиц, участников военных действии и лиц из группы социального риска.
  • Проведение экспертизы временной нетрудоспособности.
  • Рациональная организация деятельности персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.
  • Планирование своей деятельности на фельдшерско-акушерском пункте, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики и анализ ее эффективности.
  • Организация и контроль выполнения требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.
  • Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

РазвернутьСвернуть

Виды профессиональной деятельности

Дипломированный специалист по лечебному делу может выполнять функции для многих учреждений:

  • поликлиник;
  • стационаров;
  • частных медицинских учреждений;
  • специализированных центров;
  • подразделений скорой или экстренной помощи;
  • предприятий;
  • общеобразовательных и дошкольных учреждений.

Острый дефицит медицинских работников любого уровня дает возможность молодому поколению выбирать определенную профессию общей практики: педиатра, терапевта, кардиолога, акушера фельдшера, медицинской сестры. Вначале они выполняют свои обязанности под руководством опытного персонала. После освоения специализации лечебное дело у них открываются широкие горизонты не только для выполнения работы общего профиля: профилактических, диагностических, образовательных, но также они смогут посвятить себя научной деятельности.

Среди большого количества направлений особая ответственность возлагается на врача, выбравшего своей специализацией лечебное дело. Он должен обладать высокими профессиональными навыками, обширными знаниями, заслужить доверие, любовь, признание людей.

Врач должен уметь:

  • проводить профилактику заболеваний среди здоровых и больных граждан в коллективах, семьях;
  • диагностировать ранние проявления патологических процессов на основе лабораторно-инструментальных методов исследования;
  • оказывать первичную неотложную помощь;
  • лечить, используя терапевтические и хирургические методы;
  • осуществлять наблюдение за физиологическими процессами при беременности;
  • проводить экспертизу о трудоспособности больных;
  • работать с членами семьи больного по воспитанию гигиенических правил;
  • вести документацию для медицинских учреждений;
  • выполнять долг по оказанию помощи при экстремальных эпидемиологических условиях;
  • постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, изучать самостоятельно научную, справочную литературу;
  • организовывать работу в учреждениях медперсонала среднего звена с учетом соответствия требований нормативным документам и техники безопасности.

Профиль лечебное дело требует от врача необходимости умения работать с современной техникой, иметь запас знаний в области фармакологии, владеть реабилитационными навыками, всегда быть готовыми проводить судебно-медицинские экспертизы.

Что такое факультет лечебного дела?

Это то структурное подразделение учебного заведения, которое осуществляет организацию и контроль обучения студентов по соответствующей специальности, а также проводит вступительные испытания, проводит оценку баллов ЕГЭ и принимает решение о зачислении или незачислении конкретных студентов на учебу.

Факультет лечебного дела встречается не только в вузах, но и средних профессиональных учебных заведениях – ссузах.

Если окончить факультет лечебного дела при вузе, выпускнику присваивается квалификация врача общей практики, на основе которой можно выбрать дальнейшую специализацию.

А если выпускник оканчивает факультет лечебного дела при колледже, он также получает квалификацию, но какую конкретно – зависит от специализации. Например, можно стать фельдшером или акушером.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector