История развития дистанционного образования
Содержание:
- Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения
- Дистанционное обучение
- Развитие дистанционного обучения в XX веке
- Какое образование можно получить дистанционно?
- Процедура дистанционной аттестации школьников
- Как внедряются технологии систем СДО?
- Плюсы и минусы удаленного формата учебы
- Как проходит практика на дистанционке
- Главные вопросы при выборе онлайн/дистанционного курса обучения
- Онлайн-обучение
- Как проходит обучение студентов университета «Синергия»
- Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение
- Удаленное обучение и как оно устроено
- Как повлиять на длительность обучения?
- Как появилось дистанционное обучение?
- Как проходит процесс дистанционного обучения
- Moodle
- Формы получения образования
- Трудности дистанционного обучения
- Формы дистанционного образования
- Минусы электронного обучения
- Плюсы и минусы очного обучения
- Как проходит обучение?
Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения
Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного — процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями. Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. А “онлайн-обучение” означает, что это обучение происходит при помощи интернет-соединения и гаджетов.
В остальном — они практически полностью идентичны и обладают такими преимуществами:
- индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно по собственному графику, без привязки к группе, времени и месту занятия
- доступность — учиться можно с любого компьютера в удобное время
- персональные консультации с тьютором — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения
- курс в “кармане” — можно в любой момент пересмотреть урок или пропущенный вебинар в записи, скачать учебные материалы и сдать работу на проверку тьютору.
Дистанционное обучение
Это словосочетание чаще всего ассоциируют с заочной формой обучения, но оно подразумевает совершенно другое понятие.
Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Во время дистанционного обучения студент занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, решает задачи, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы.
Дистанционное обучение стало популярным с появлением интернета, открыв новые возможности развития для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком. Вначале дистанционное обучение воспринималось лишь как дополнительный способ приобретения знаний или подготовки к экзаменам. Сейчас можно пройти полноценные дистанционные курсы и программы повышения квалификации от престижных университетов, коммерческих и некоммерческих компаний из разных стран, находясь в любой точке планеты.
Есть ли отличия между дистанционным и онлайн-обучением, мы поинтересовались у тех, кто работает в этой сфере:
Развитие дистанционного обучения в XX веке
Развитие СМИ открыло новую страницу в истории дистанционного обучения. В начале 1960-х годов британский премьер-министр Джеймс Гарольд Вильсон (James Harold Wilson) объявил о создании «эфирного университета», который должен объединить все способы обучения на расстоянии — почту, радио и телевидение.
В 1969 году этот проект при поддержке ЮНЭСКО воплотился в Открытом Университете — крупнейшем мировом центре дистанционного образования. Ежегодно около 200 000 студентов из разных стран обучаются наукам, искусству, бизнесу и информационным технологиям, получают дипломы и научные степени без выезда в Великобританию.
В 1970-х годах центры дистанционного обучения открылись во многих странах мира — в Испании, Швеции, Германии, Нидерландах, Китае и Канаде.
Образование посредством СМИ практиковалось и в Советском Союзе. Бабушки и дедушки нынешних школьников наверняка помнят радиоспектакли и развивающие телепередачи.
А в Австралии по радио работала целая школа — School of The Air. В определённое время на определённой частоте транслировались уроки по программе начального и среднего образования.
Какое образование можно получить дистанционно?
По состоянию на 2021 год, обучение с применением ДОТ — дистанционных образовательных технологий (так де-юре называется этот способ учебы) — доступно на всех уровнях. Уточняется только степень применения ДОТ.
В школах, например, онлайн-учеба так и не стала основной — это всегда комбинированная форма. Для СПО по-прежнему действуют ограничения в плане профессий, которые можно освоить полностью on-line.
Зато таких ограничений нет на уровнях:
- высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
- дополнительного образования (курсы);
- профессионального обучения (повышение квалификации, переподготовка).
В общеобразовательных заведениях полный переход на ДОТ применяется в соответствии с ФЗ-237 и ФЗ-164 (вводится при ЧС и угрозе ЧС). В колледжах большинство профессий можно освоить дистанционно. Для тех специальностей, на которые действуют ограничения, применяют комбинированный формат (учеба on-line и офлайн-практика или стажировки). В вузах можно полностью учиться дистанционно.
Процедура дистанционной аттестации школьников
На федеральном уровне методы проведения промежуточной аттестации в дистанционной форме не определены, но школы могут самостоятельно установить их своими локальными актами.
Положения о промежуточных аттестациях размещаются на школьных сайтах. Родителям детей, получающим образование в семейной форме, обязательно стоит ознакомиться с этими документами. Вы узнаете, какова процедура прохождения промежуточной школьной аттестации и возможна ли дистанционная форма сдачи аттестации на семейном образовании.
Опишем популярные способы организации дистанционных аттестаций.
Тестирование
В большинстве случаев дистанционная аттестация школьников проходит на сайте или на специальной платформе в режиме онлайн. И это наиболее удобный способ дистанционной аттестации — испытуемый просто вносит ответы в своём личном кабинете. На тест может отводиться определённое время, а для пробы сил обычно выкладываются демоверсии.
Электронная почта
Иногда задания присылают на электронную почту и требуют выполнить их письменно. Тогда нужно написать контрольную работу, отсканировать и отправить ответным письмом. Такая форма дистанционной аттестации школьников на семейном обучении практикуется во многих экстернатах.
Skype
Некоторые школы проводят аттестации по скайпу: ребёнок садится перед веб-камерой и выполняет задания, которые заранее получил от школы. По ту сторону экрана за процессом наблюдает преподаватель или методист. После выполнения работа тут же переправляется в школу. Данный вид дистанционной аттестации наиболее стрессовый для ребёнка.
Как внедряются технологии систем СДО?
У всех учебных заведений, которые стали на пути развития удаленного обучения, есть выбор: создать электронную учебную среду под себя или воспользоваться готовой платной или бесплатной программой. Последний вариант позволит университету быстрее и с меньшими затратами ввести технологии обучения в системе дистанционного образования. Функционала готовых платформ достаточно для качественного изложения академического адаптированного материала и полноценного контроля знания.
По пути собственной разработки пошел ТГУ. Техническая служба потратила на разработку и наполнение сайта системы дистанционного обучения 7 лет – долго, но преимущество в том, что программа отвечает всем своим требованиям и включает полный набор эффективных компонентов для учебного процесса вуза.
Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность
в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).
При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт
https://vuz24.ru и имя автора.
Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by
Плюсы и минусы удаленного формата учебы
Преимуществами онлайн учебы являются:
Невысокая стоимость обучения. К ее снижению приводит сокращение затрат на аренду помещений, аудиторную нагрузку. Дополнительно студенты экономят на проезде и съеме жилья.
Удобный график и возможность контроля нагрузки. Обучающийся самостоятельно планирует расписание занятий и распределяет свою загруженность.
Отсутствие привязки к региону проживания ученика
Для дистанционных систем неважно, где располагается ученик. Учеба обеспечивается из любого места, где имеется выход в интернет.
Подходит для людей с ограниченными возможностями
Маломобильные люди, не имеющие возможности посещать учебную организацию, могут освоить профессию удаленно.
Увлекательный процесс учебы. Он достигается путем применения современных технических средств, игровых методов.
Обучение в удобном темпе. Ученики могут не переживать отстать от группы. Они индивидуально выбирают наиболее комфортный темп усвоения информации.
Совмещение учебы и работы. Удаленное обучение может проходить параллельно рабочей деятельности. Это позволит овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическим опытом.
Результативность освоения материала. Хорошие результаты обучения достигаются благодаря самостоятельной проработке материала и интерактивным методам учебы.
Круглосуточный доступ к материалам. Учащиеся в любое время могут пользоваться библиотекой, методическими материалами, учебниками.
Благоприятная обстановка. При решении контрольных, тестов и сдаче зачетов, студент находится в привычной среде и не испытывает стресс.
Отсутствие субъективности в оценке знаний. На итоги обучения не влияет настроение преподавателя, успеваемость по другим дисциплинам, внешний вид экзаменуемого.
Индивидуальное отношение. Дистанционные системы обучения позволяют выходить на связь с куратором и получать ответы на все возникающие вопросы.
Среди минусов дистанционного обучения отмечают:
- Сложности самоконтроля и наличия мотивации. Основная часть материала изучается учащимися самостоятельно. Поэтому без мотивации, самоконтроля и силы воли закончить обучение не получится.
- Недостаток коммуникаций. Дистанционные технологии предполагают минимальное взаимодействие с другими участниками процесса. Это препятствует развитию навыков общения и командной работе.
- Минимум практики. Без практической составляющей обучения сложнее освоить профессию.
- Сложности идентификации. Проверить, кто сдает тесты и выполняет работы, практически невозможно.
Как проходит практика на дистанционке
С учетом карантина образовательные учреждения вынуждены менять подходы к процессу (начиная от проведения лекций и заканчивая сессией и защитой диплома). При этом возникает вопрос, как проходит учебная практика на дистанционном обучении в условиях удаленки. Здесь возможно несколько вариантов обучения:
- на кафедре ВУЗа;
- в организации, с которой имеется договоренность;
- на предприятии, где разрешено работать в период ограничений с соблюдением масочного режима и дистанции;
- перенос на более поздний период.
Прохождение практики дистанционно имеет ряд особенностей для студентов определенных профессий. Выделим основные варианты:
Журналист чаще всего проходит работу в каком-либо издании. При этом ходить в офис не обязательно, а все задачи можно выполнять в удаленном режиме, после чего отправлять готовые тексты по e-mail.
Студент IT легко проходит практику в дистанционном формате. Он получает задание на дом, после чего сдает работу. Как правило, это касается создания определенного интерфейса или программы. Консультацию можно выполнять с помощью мессенджеров, видеосвязи и чата.
Для работников творческих профессий организация практики в условиях дистанционного обучения также не вызывает трудностей. Все задания можно выполнять дома, после чего отправлять их на проверку преподавателю.
Проектировщики могут дома сделать чертеж или проект, после чего отправить информацию по электронной почте. Таким способом часто решается вопрос о проведении производственной практики дистанционно.
Будущий педагог проводит практическую часть в удаленном режиме. Он может попробовать себя в роли преподавателя онлайн-уроков
Если занятия проводятся из школ, необходимо соблюдать все меры предосторожности.
Главные вопросы при выборе онлайн/дистанционного курса обучения
В этом многообразии форматов и названий очень легко потеряться и сложно подобрать качественную программу онлайн-обучения или повышения квалификации.
Стоит задать несколько вопросов центрам обучения, прежде чем записываться на онлайн-курс или тренинг.
Вот небольшой перечень таких вопросов:
Есть ли бесплатные пробные уроки или ознакомительные фрагменты занятий курсов?
Демо версии курсов и тренингов помогают ознакомиться с содержанием курса, уровнем подачи материала и решить, подходит ли вам не только курс, но и сам формат онлайн-обучения.
Есть ли у учебного центра аккредитация на подготовку по тем или иным программам?
Положительный ответ на этот вопрос, подкрепленный соответствующими документами, может гарантировать полноту и качество подготовки в центре обучения. Официальные аккредитации выдают национальные и международные профессиональные организации только соответствующим всем требованиям провайдерам.
Какие требования программа предъявляет к учащимся?
Если в программе прописаны требования к уровню подготовки или квалификации студента — это означает, что она разработана для конкретной аудитории и ее определенного опыта, что повышает степень полезности материала.
Нужно ли будет выполнять какие-либо письменные задания?
Наличие практических заданий — неоспоримый плюс в любом онлайн-курсе. Чем больше заданий, тем выше вероятность качественного освоения новых навыков и знаний.
К кому можно обратиться в случае технических проблем (доступ к материалам, преподавателю, загрузка выполненных заданий)? Кто и как быстро их сможет решить?
Каким образом можно связаться с преподавателем для консультации и как часто это можно делать?
Наличие и частота общения с преподавателем значительно влияет на качество обучения. Чем проще проконсультироваться с ним студенту и уточнить правильность выполнения задания или изучения темы, тем выше качество онлайн-обучения.
Интернет и цифровые технологии смешали воедино понятия онлайн и дистанционного обучения. Оба варианта названий подразумевают собой обучение вне аудитории, по собственному графику. Теперь главный вопрос для всех специалистов, желающих повысить свою квалификацию или изучить что-то новое, состоит не в формате обучения, а в его качестве, длительности и актуальности полученных знаний.
В каком формате вы обычно повышаете свою квалификацию?
Онлайн-обучение
Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме “здесь и сейчас”. Этот формат обучения еще называют e-learning или “электронное обучение”. И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово “онлайн” лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом.
Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с тьютором, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр. Такое обучение позволяет полностью погрузиться в образовательную среду и повышать квалификацию без отрыва от рабочего процесса.
Как проходит обучение студентов университета «Синергия»
Университет «Синергия» — один из ведущих вузов с ДО. За годы работы созданы собственные инструменты, методы, библиотеки мультимедийных материалов, видеолекций, удобная учебная платформа.
Процесс обучения студентов следующий.
- После зачисления учащийся получает доступ к личному кабинету на учебной платформе. В личном кабинете содержится вся информация по оплаченным курсам и программам: видеоконференции и мастер-классы, онлайн-тесты, электронная библиотека, площадки для проведения онлайн-семинаров (вебинаров) и тренингов.
- Обучение происходит модульно. То есть студенту выдаются несколько тем для изучения со всеми необходимыми по ним материалами, после самостоятельного освоения – тестирование. После успешного прохождения тестирований открывается следующий модуль.
- В процессе всего обучения в любой момент можно задать вопрос кураторам, преподавателям, тьютерам.
- Итоговые тестирования проводятся дистанционно. Присутствие потребуется только при сдаче госэкзаменов перед защитой диплома.
Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение
Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения. Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.
Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.
Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так:
- Уведомить местный департамент образования о принятом решении перевести ребенка на семейное обучение;
- Написать заявление в школу, где он учится сейчас, о переходе на семейное образование;
- Прикрепиться к аккредитованной школе для прохождения аттестаций. Кстати, это может быть и та, в которую он ходит сейчас.
Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования.
Удаленное обучение и как оно устроено
Дистанционное образование как форма обучения (в большинстве вузов это называется заочно-дистанционная форма обучения) – способ получать специальное, первое, второе высшее, послевузовское образование средствами онлайн-технологий и самообразования. В государственных вузах дистанционная форма обучения является разновидностью заочной без необходимости физического присутствия на установочных и экзаменационных сессиях, защитах курсовых и диплома в университете. Учеба проходит в личном кабинете электронного вуза.
Оцените возможности удаленного обучения
Удаленный образовательный процесс построен на фазах, так же, как в классической заочке: учебный год разделен на два семестра, в семестре по 10-14 предметов, программы которых учащиеся осваивают самостоятельно и периодически подтверждают знания на внутренних тестах, семинарах, практических и контрольных. В конце сессий – онлайн зачеты и экзамены.
У электронного обучения больше способов и возможностей, чем у классического аудиторного. Это реализуется разными инструментами дистанционного обучения. Использование разнообразных форм дистанционного обучения решает академические задачи на разных уровнях. Удаленка меньше утомляет, удерживает интерес и мотивацию.
Как повлиять на длительность обучения?
Мы надеемся, Вы уже поняли, что длительность обучения зависит именно от Вас — от той скорости, с которой Вы будете выполнять задания и осваивать материалы.
Как пройти курс быстрее?
- Читать материалы и приступать к выполнению заданий сразу после их получения
- Осваивать материалы интенсивно
- Сообщить тренеру о желании пройти курс интенсивнее (в этом случае тренер будет несколько лояльнее относиться к проверке выполненных заданий — но это не значит, что он будет пропускать очевидные недоработки)
- Пробовать выполнять задания сразу после прочтения теоретической части занятия, то есть оставлять прочтение книг на потом и приступать к ним только в случае необходимости
Как получить от курса больше?
- Приступать к выполнению заданий только после прочтения теоретической части занятия и чтения всей прилагающейся литераутры
- Просить у тренера дополнительные задания и примеры для отработки определенных техник и приемов
- Сообщить тренеру, что Вы хотите выбрать глубокий формат обучения (так в Ваших заданиях тренер будет строже и внимательнее к «мелочам», то есть Вы сможете увидеть и проработать больше ошибок)
- Проявлять больше собственной активности в отношении поиска дополнительных материалов по теме или просить их у тренера
Как появилось дистанционное обучение?
Ближе к началу восьмидесятых годов двадцатого века, прогресс в сфере коммуникаций позволил использовать новые способы передачи данных и спутниковую связь, чтобы проводить обучение студентов, аспирантов или персонала (в случае корпоративного обучения) на совершенно новом, доселе невиданном уровне – теперь было неважно, где находится человек, важно было лишь наличие сети для коммуникаций с обучаемыми
В наше время интернет-технологии позволили обучаться дистанционно большинству желающих, образовав огромную сеть с беспрецедентным количеством информации и вовлеченных в обучение студентов и преподавателей. Еще каких-то 50 лет назад такое было невозможно представить, а теперь это реальность, которая претендует на главенствующую роль в образовании. Вот так дистанционное обучение появилось, заявило о себе и продолжает уверенно занимать свою долю на рынке образовательных услуг планеты. На сегодняшний день, чтобы преуспеть в любом деле, необходимо постоянно развиваться, учиться и овладевать новыми знаниями и информацией, повышая свою профессиональную планку — всё это позволяет сделать возможным дистанционное образование.
Понятие дистанционного обучения охватывает как стандартные программы по повышению уровня квалификации, так и полноценные курсы высшего образования, во время которых реализуются способы тесного контакта студентов с преподавателями и сокурсниками, практически по аналогичной схеме, используемой и во время очного обучения. Однако во время дистанционного обучения образовательные учреждения могут задействовать и использовать гораздо более широкий инструментарий: специально подобранные и оптимизированные под студентов компьютерные программы, конференц-связь, электронную почту, онлайн-мессенджеры, а если говорить о материальной базе, то для обеспечения интерактивности процесса ДО служат персональные компьютеры, смартфоны и даже устройства виртуальной реальности (VR).
Как проходит процесс дистанционного обучения
Механика образовательного процесса довольно проста:
- после поступления ученик получает на email (или другим удобным способом) данные для входа в личный кабинет на платформе образовательного заведения (логин и пароль);
- в личном кабинете находятся учебные материалы;
- сам процесс обучения — модульный (разделен на части);
- по мере освоения очередных тем (и сдачи тестов, подтверждающих, что они пройдены успешно) в личном кабинете появляются новые материалы;
- занятия — вебинары и онлайн-конференции, которые можно посещать в режиме live или просматривать в записи (по некоторым программам предусмотрено обязательное посещение практических онлайн-семинаров);
- по завершении курса учащиеся сдают квалификационные экзамены и получают государственный диплом.
Большой плюс такого подхода состоит в том, что каждый ученик сам выбирает комфортный для себя темп подготовки и время обучения. При этом его связь с наставниками, учителями и педагогами остается постоянной. Разъяснить непонятные моменты можно при личном контакте, или задав вопрос прямо в процессе лекции (посредством встроенного на площадке для связи коммуникатора).
Moodle
Популярная платформа среди частных и государственных вузов
Электронная система дистанционного обучения moodle также имеет открытый код. Среда отличается широким функционалом. Платформу нужно устанавливать на хостинг или сервер, при этом на бесплатный хостинг устанавливаются только старые версии.
Система заточена под организацию обучения в вузах, колледжах и др. образовательных учреждений. Для коммерции – не хватает гибкости и разнообразия настроек. Однако есть возможность интегрировать платформу с программой нужных бизнесу решений.
Функционал: готовые модули для проведения тестов, вебинаров, видеоуроков, отслеживание статистики, форумы. Плагины позволяют настроить отчетность для любых нужд, множество шаблонов доступны бесплатно. Соответствует требованиям к организации материала удаленного образования и поддерживает популярные форматы электронных курсов SCORM, AICC, IMS, LTI. Нет встроенного конструктора сбора материалов – для создания курсов и тестов нужно использовать доппрограммы. На поддержку требуется техбригада и сервер (арендованный или собственный).
Формы получения образования
Основное общее образование в нашей стране является обязательным (статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.
В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
<<Перелинковка>>
В России можно получить образование и дома, не посещая школу и другие учебные заведения. Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с первого по девятый класс) и самообразования (10–11 классы).
Учиться на дому можно по-разному. Мы поговорим о семейном, надомном и дистанционном обучении. Они отличаются юридической стороной и отношением обучающегося со школой.
Трудности дистанционного обучения
В РФ дистанционное преподавание пока не развито, и потому некоторые трудности неизбежны.
И главное — даже не техническая сторона процесса, а сама организация занятий. Учителя уже сейчас предвидят, что им предстоит столкнуться с целым рядом проблем.
- Мотивация учеников. При обучении на дому у многих детей может возникнуть иллюзия каникул, которые начались на несколько месяцев раньше срока.
- Контроль. Учитель, который привык ходить между партами и смотреть, все ли ученики работают, не всегда понимает, как организовать контроль за классом при дистанционной работе.
- Проблемы с технологическими решениями. Преподавателям приходится в сжатые сроки осваивать онлайн-платформы и интерактивные инструменты — да еще и объяснять принципы их работы ученикам и их родителям. К тому же, не все сайты работают стабильно и надежно, и это лишь добавляет стресса.
-
Управление временем. Преподавателям приходится заново переизобретать расписание и осваивать тайм-менеджмент, чтобы поддерживать строгий школьный распорядок даже при дистанционном обучении.
Существуют полезные курсы для учителей, вынужденных быстро перестраиваться на удаленное преподавание. Эксперты онлайн-школы Skysmart и АО «Издательство „Просвещение“» проводят вебинары по темам, которые сегодня волнуют учителей сильнее всего: с чего начать организацию дистанционного обучения, как провести видеоурок, каким популярным платформам для дистанционного обучения можно доверять, как использовать социальные сети и мессенджеры в дистанционном обучении, как повышать уровень компьютерной грамотности среди педагогов. За несколько вебинаров любой учитель сможет сориентироваться в новой реальности — еще и получить сертификат за прохождение цикла экспертных мастер-классов Skysmart.
Переведите учеников в Skysmart Класс
Подробнее
Формы дистанционного образования
Помните, мы уже говорили, что нормальная программа дистанционного образования должна иметь при себе огромный спектр методов доставки учебной информации студенту? На вооружение ДО уже сейчас стоят аудио/видео-конференции, интернет-чаты, электронная почта, телефоны/факс и так далее.
- Чат-занятие — учебные мероприятия, которые проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату и педагоги и учащиеся. Во многих дистанционных учебных заведений существуют, так называемые чат-школы и чат-кабинеты.
- Веб-занятие — уроки, лабораторные работы, семинары, конференции, деловые игры, практикумы и другие формы дистанционных учебных занятий с помощью возможностей сети Интернет. Возможно как синхронное, так и асинхронное взаимодействие учеников и педагогов.
- Телеконференция — проводится с использованием рассылок по электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Данный вид дистанционного обучения очень популярен в Европе для получения дополнительного (второго) образования жителей ЕС. Студенты, регулярно выполняя практические «домашние задания», получают навыки, совмещая теоретические знания с практическими упражнениями.
- Телеприсутствие — один из экспериментальных способов дистанционного обучения на базе формирования атмосферы присутствия. То есть у обучаемых, находящихся вне помещения класса, создается ощущение личного присутствия внутри аудитории.
Отметим также, что программы могут быть единовременными/синхронными – когда необходима совместная, одновременная связь студентов и их преподавателей, чтобы взаимодействовать в режиме реального времени (например, опрос по семинару, конференции и тому подобное). В таких случаях пользуются методами видеоконференции и интерактивного телевидения.
Также программы могут быть и «неодновременными», то есть асинхронными – в этом случае у студента есть возможность найти удобное для себя время, чтобы отработать материал программы обучения. Такой подход отличается большей эластичностью, а взаимодействие осуществляется с помощью интернет-ресурсов и отсылкой материалов лично преподавателю через электронную почту.
Минусы электронного обучения
Адаптация
Перестроиться на новый лад не всегда легко. Потребуется время, чтобы привыкнуть к новому режиму учёбы в онлайн-формате. Всё будет по-другому — не нужно рано просыпаться, одеваться и куда-то ехать к первому уроку. Но появятся новые обязанности — вовремя подключиться к вебинару или выполнить домашку на сайте до дедлайна.
Решение — выбрать платформу, где адаптироваться помогут наставники.
Отсутствие лицензий у некоторых школ
Онлайн-школ много, но не у всех есть подтверждающие документы.
Лицензия на образовательную деятельность — это важный документ для учебных заведений. Он необходим организациям, которые реализуют образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. Даже электронное обучение не снимает с организации ответственности перед законом.
Решение — проверять документы курсов или онлайн-школ.
Неподготовленность учеников
Часть населения лишена возможности учиться в онлайне, поэтому электронное образование может показаться страшным и непонятным.
Решение — найти платформу с дружелюбным и интуитивно понятным интерфейсом и научиться правильно учиться онлайн.
<<Перелинковка>>
Нехватка кадров
Другой минус электронного образования — недостаток компетентных специалистов, которые умеют преподавать в онлайне. Электронное и очное обучение сильно различаются. Педагог должен уметь доносить информацию через экран компьютера так, чтобы это было ярко, понятно и интересно.
Решение — выбирать онлайн-курсы с проверенными учителями, которые давно работают на дистанционке и знакомы с особенностями электронного образования.
Отсутствие живого общения
Если школьник экстраверт и учится в онлайне, ему может не хватать общения со сверстниками, ведь вся учёба проходит за компьютером. Переписок в чате и соцсетях тоже не всегда достаточно.
Решение — компенсировать нехватку общения посещением секций, кружков, путешествиями и экскурсиями.
Плюсы и минусы очного обучения
Очное обучение – это традиционная форма получения образования, характеризующаяся обязательным присутствием учащихся на лекциях. Чаще такую форму выбирают молодые люди, закончившие школу, необремененные постоянной работой и домашними обязанностями, что позволяет много времени проводить в стенах учебного заведения.
У очного образования есть весомые преимущества перед дистанционным:
- Большой выбор вузов с возможностью бесплатного обучения при наличии высоких баллов по ЕГЭ. Студенты с высокой успеваемостью также получают стипендию.
- Личный контакт преподавателя со студентом поможет хорошо узнать друг друга, получить помощь и поддержку старшего наставника во время прохождения практики и при трудоустройстве в дальнейшем.
- Закрепление получаемых знаний на групповых практических занятиях.
- Регулярное проведение открытых мероприятий, куда приглашают экспертов в определенной области (мастер-классы, семинары, конференции).
- Если какой-то материал сложен для понимания или не получается найти нужную информацию, можно подойти с конкретным вопросом к учителю, а не искать ответы самостоятельно.
- Отсрочка от армии для парней призывного возраста.
- Предоставление места в общежитии для иногородних, что позволит почувствовать себя взрослым и самостоятельным.
- Чтобы получить диплом о высшем образовании при очном обучении, не нужно прикладывать сверхусилий и посвящать время учебе в выходные дни или после занятий. Достаточно стабильно посещать лекции.
К недостаткам традиционной формы обучения относятся:
- Отсутствие возможности иметь постоянную работу, так как нужно много времени проводить за учебой. Остается лишь подработка, поэтому о хорошем доходе на время получения образования можно забыть.
- Если не набрали высшие баллы по ЕГЭ, обучение на дневной форме обойдется намного дороже, чем на заочной или дистанционной.
- Дисциплина и соблюдение правил – за постоянные пропуски или невыполнение заданий могут отчислить.
- Устроиться на приличную работу получится нескоро. Сначала 4 года на получение диплома, а после далеко не каждый работодатель захочет брать на работу выпускника без опыта.
Таким образом, очное обучение подходит не всем, необходимо хорошо подумать, взвесить все «за и против» прежде, чем пойти на такой ответственный шаг.
Как проходит обучение?
Структура образовательного процесса имеет поэтапное строение:
- После зачисления, открывается доступ в личный кабинет, из которого осуществляется вход на все образовательные платформы.
- В личном кабинете хранится доступная учебная литература и полезные ссылки.
- Теоретические семинары и вебинары можно посещать онлайн в формате реального времени, с возможностью задать вопрос лектору, или просматривать обучение в записи в любое удобное время. Практические занятия проводятся в онлайн-режиме с обязательным посещением.
- Процесс обучения разделен на тематические модули, завершающиеся сдачей итогового тестирования. Каждый последующий раздел открывается только после сдачи одного предыдущего.
- После прохождения всех блоков, студенты дистанционно сдают выпускные испытания в виде тестов и получают диплом об образовании государственного образца.