Как воду делают безопасной. работа инженера-химика по водоподготовке в пищевой промышленности
Содержание:
Плюсы и минусы профессии
Люди, освоившие современную профессию химика-технолога, отмечают ее важные преимущества:
- Возможность постоянно узнавать что-то новое. Для людей с умом аналитика и увлеченных химией это позволяет не заскучать на работе и развиваться как специалисту. Даже на старте своей карьеры многие молодые сотрудники идут в любимую лабораторию с воодушевлением, а не как на каторгу;
- Многообразие трудовой деятельности. В основном химики-технологи уходят в промышленность, но для них открыты также все возможности в фармацевтических компаниях, пищевых комбинатах, исследовательских институтах, нефтеперерабатывающих производствах, металлургии и т. д.;
- Хорошая зарплата. Хотя на начальном этапе ее нельзя назвать впечатляющей, но уже через несколько лет ответственный химик-технолог сможет обеспечить себе достойный уровень жизни.
Есть у специальности и отрицательные стороны:
- Высокая ответственность. Химики-технологи следят за качеством производимой продукции и лекарств, не говоря уже про работу на объектах повышенной опасности, вроде атомных станций;
- Работа с вредными веществами. Если пренебречь средствами личной защиты, то можно получить повреждение дыхательных путей, зрения или кожи.
Интересующийся химией выпускник школы точно не прогадает, если решит стать химиком-технологом. Его ждет не только хорошая зарплата, но и интересная деятельность и возможность найти работу даже в небольшом промышленном городе.
Видео: как поступить на «Химическую технологию»?
В этом видео Михаил Дербенев расскажет, какие вузы и как готовят специалистов этого факультета:
Кому подходит
Работа химиком-технологом на стадии внедрения технологий подойдет как мужчинам, так и женщинам, способным действовать дисциплинированно, строго по заданному алгоритму. От ответственности специалиста и соблюдения им установленных правил нередко зависит жизнь и здоровье потребителей.
На стадии совершенствования или изменения существующей технологии специалист должен проявить черты исследователя: настойчивость, аккуратность, терпение, внимательность к деталям, способность проанализировать полученные данные, синтезировать результаты, объединяя их в рабочем протоколе. Кроме того, химик-технолог должен уметь находить, обрабатывать и запоминать поступившую извне новую справочную информацию.
По физиологическим требованиям работа в большей степени подходит людям с развитым обонянием и отсутствием патологий цветовосприятия. Но главным препятствием для получения этой профессии становятся аллергии.
Важные качества
Основными качествами для работы в этой профессии должны быть:
- ответственный подход к выполнению должностных обязанностей;
- аккуратность;
- внимательность;
- терпеливость;
- выносливость;
- пунктуальность;
- отличное обоняние;
- отсутствие проблем со зрением;
- хорошая память;
- стрессоустойчивость;
- коммуникабельность.
Навыки и знания
Технолог-химик ― это специалист, который должен знать основные принципы проведения научных исследований, способы разработки новых составов и веществ, методы контроля качества изготавливаемой продукции.
Ему необходимо уметь грамотно организовать работу вверенных ему подразделений на предприятии, а также ― грамотно заполнять рабочую документацию, включая сметы, заявки на поставку сырья или деталей для технического оснащения и пр.
Специалисту также не обойтись без знания особенностей функционирования оборудования.
Курсы
МАЭО
В этом учреждении можно пройти профессиональную переподготовку по курсу «Химические технологии». Обучение длится 3 месяца и включает в себя занятия продолжительностью 520 часов. По завершении прохождения программы студенты получают диплом установленного образца. Пройти курс можно при наличии среднего специального или близкого по профилю высшего образования. Занятия проводятся в дистанционном формате, поэтому обучаться в МАЭО можно из любой точки страны, без отрыва от работы и других занятий.
Вузы
Оренбургский государственный университет
Химическая технология (Факультет прикладной биотехнологии и инженерии)
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Технология высокотемпературных неметаллических конструкционных и функциональных изделий и наноматериалов (Институт новых материалов и технологий УрФУ)
Тольяттинский государственный университет
Химическая технология (Институт химии и инженерной экологии)
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)
Технология и переработка полимеров (Институт технологий пищевых продуктов и технологического менеджмента МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ))
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Химическая технология (Институт химических технологий и промышленной экологии РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство))
Лучшие вузы для химиков-технологов
- МГУ им. И.В. Ломоносова
- МИРЭА
- РГУНиГ им. И.М. Губкина
- РХТУ им. Д.И. Менделеева
- СПбГХФУ Минздрава РФ
- СПбГУ
Что должен знать и уметь специалист
Зная описание профессии не трудно представить, чем предстоит заниматься тому, кто выберет для себя профессию химика. Так, специалист должен в совершенстве знать и уметь выполнять следующие действия:
- делать определенные опыты, при этом систематизируя и фиксируя все полученные результаты, ведя дневники и журналы опытов;
- осуществляет разработку различных рецептур для производства различной продукции в той сфере деятельности, в которой он будет работать;
- должен знать особенности различных реакций, так как в его обязанности входит контроль за ходом различных химических процессов во время опытов;
- осуществляет исследовательскую работу, непосредственно связанную с химическим производством.
Химик-технолог
Тип и класс
По системе Климова — «Человек-знак», «Человек-техника». По системе Голланда — конвенциональный, предприимчивый, исследовательский. Класс профессии: Эвристический (творческий).
Описание
Химик-технолог — специалист, который занимается разработкой оптимальных проектов изготовления продукции для ее производства в промышленных условиях.
Содержание деятельности
Химик-технолог работает в области химии и технологии органических веществ: промежуточных продуктов, растворителей, пестицидов, мономеров и вспомогательных веществ, синтетических топлив, масел, специальных жидкостей, поверхностно-активных веществ и моющих средств, органических красителей и других продуктов нефтехимии основного и тонкого органического синтеза. Химик-технолог участвует в расчете расходов сырья, затрат предприятия на производство и утилизацию отходов, контролирует качество материалов и продукции. Специалист также занимается исследованиями в направлении повышения эффективности технологических процессов по изготовлению продукции. Химик-технолог может заниматься научно-исследовательской, проектно-конструкторской и инженерно-технологической деятельностью.
Должен уметь
- работать с химическими материалами и реагентами;
- проводить опыты, испытания;
- организовывать технологические цепочки производства и т.п.
Профессионально важные качества
- склонность к работе с информацией;
- развитые логические способности;
- склонность к работе с объектами природы;
- развитые математические способности;
- эмоциональная устойчивость;
- аналитическое мышление;
- технические способности;
- высокий уровень концентрации и устойчивости внимания;
- наблюдательность;
- способность длительное время заниматься кропотливой работой;
- хорошая память на символы и знаки;
- тонкая ручная моторика;
- хорошее обоняние;
- организованность, аккуратность, четкость, собранность;
- любознательность, усидчивость, терпеливость.
Медицинские противопоказания
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- сердечно-сосудистой системы;
- органов зрения, обоняния;
- нервно-психические расстройства;
- сниженный иммунитет;
- аллергия.
Условия труда
Химик-технолог может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций, производственные помещения. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера и специальных средств и инструментов. Как правило, это спокойная деятельность, хотя и в работе химика-технолога могут периодически случаться командировки, разъезды. Химик-технолог достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач. Работа может быть связана с вредным производством.
Области применения
В лабораториях, на производствах (химических, фармацевтических, пищевых и др.), в зависимости от спроса на данных специалистов
Базовое образование и пути получения профессии
Как правило, профессию химика-технолога можно получить в учреждениях высшего профессионального образования. Для многих профессия химика-технолога становиться первой и единственной, ведь развиваться в ней можно бесконечно. Но есть люди, которые приходят в профессию не сразу. В таком случае также рекомендуется получать высшее образование.
Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития химика-технолога: Специализация и освоение смежных областей Специалисты этой профессии могут специализироваться в конкретных сферах практической и исследовательской деятельности, специализироваться на различных производствах и т.п. Научный путь развития Данный путь предполагает исследовательскую деятельность, написание кандидатских и докторских диссертаций, освещение новых научных проблем в мире химии, посвящение своей жизни научным достижениям. Управленческий путь развития В данном случае химик-технолог может начать руководить производством, цехом и т.п. В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать управленческие умения, осваивать такие профессии, как: менеджер, инженер — технолог.
Где обучают
- Магнитогорский государственный технический университет
- Озерский технологический институт – филиал МИФИ
- Уральский государственный лесотехнический университет
Особенности профессии
Химия — это наука о веществах и их превращениях: о строении элементов, их свойствах и механизмах химических реакций. Каждое вещество состоит из молекул, а те, в свою очередь, состоят из атомов. Химия изучает взаимодействие атомов, закономерности, по которым они складываются в молекулы. Химия — это довольно обширная область естествознания, тесно связанная с биологией и физикой. Химию принято делить на неорганическую и органическую, хотя это деление условное.
Сейчас в химии выделяют множество разделов, многие из которых имеют дело и с неорганическими, и с органическими веществами.
- Физическая химия исследует физические закономерности химических процессов.
- Математическая – занимается математическим моделированием теоретически возможных физико-химических процессов.
- Биохимия изучает химический состав живых клеток и организмов, а также и протекающие в них химические процессы.
- Нанохимия исследует свойства, строение и особенности химического поведения наночастиц.
- Фотохимия сосредоточена на изучении химических процессов под воздействием света.
Есть ещё множество отраслей химической науки, и наверняка будут появляться новые.
История профессии
Появление профессии химика-технолога в современном понимании напрямую связано с возникновением химической промышленности, которая в Европе начала зарождаться с XV века в форме различных мануфактур, где организовывались мелкие производства солей, щелочей и кислот для изготовления лекарственных препаратов, красок, взрывчатых веществ. С XVI века подобные промыслы появились и в России, но выделение химической технологии в самостоятельную область знаний и прикладных умений произошло только во второй половине XVIII века. Тогда же (в 1772 году) в работах профессора И. Бекмана, ставших первыми учебниками для будущих химиков-технологов, возникает и термин «технология» применительно к методикам различных химических производств.
В 1795 году в Германии выпускается уже двухтомный учебный курс «Руководства по технической химии» И. Гмелина, после чего химическая технология становится обязательным предметом в европейских университетах, а также российских высших образовательных заведениях и училищах технического и коммерческого профиля. В РАН с 1803 года учреждена соответствующая кафедра, где в свое время работали и преподавали первые российские химики-технологи А Двигубский, Ф. Денисов и П. Ильенков, выпустивший в 1851 году энциклопедический исчерпывающий «Курс химической технологии».
Основные вехи в истории профессии связаны с исследовательскими и прикладными достижениями химиков-технологов, которые можно отследить на примере производства серой кислоты:
- 1748 г. – открытие в Англии сернокислотного завода по получению продукта в свинцовых камерах.
- 1800–1810 гг. – распространение технологии на территории Франции, России (с 1804 года), Германии.
- Вторая половина XIX в – исследования катализа, приведшее в 1886 году к организации производства продукта контактным методов в промышленных масштабах.
Каждое новое открытие становилось «ступенью» в эволюции профессии. Например, изобретение оборудования для промышленного синтеза аммиака в 1912 году и применение его в агрохимии создало предпосылки для появления целой отрасли хозяйства – производства минеральных удобрений. А теоретические работы 30–50 годов XX века на тему цепных реакций, воплощенные на практике в работающих установках, открыли возможность для широкого изготовления синтетических материалов: различных пластических масс (полиэтилена, полистирола, поливинилхлорида), смол, искусственных волокон.
Преимущества профессии
- Высокий спрос. Профильное образование позволяет реализовать себя во многих отраслях современной промышленности.
- Возможность работать за рубежом. Перспективных технологов часто приглашают на работу международные и зарубежные компании, предлагая карьерный рост, реализацию в профессии и достойную оплату труда.
- Реальная польза. Профессия интересная, приносит реальную пользу российской экономике, экологии и жителям.
- Высокая заработная плата. С квалификацией и опытом растет и оклад.
- Универсальность и возможность совмещения. После факультета «Химические технологии» выпускник может работать в производственной, научной, управленческой или преподавательской сфере. Некоторые специалисты совмещают научную работу и педагогику.
Фармацевт
Фармацевт – это младший медицинский специалист, который занимается исследованием, приготовлением и реализацией лекарственных средств С химией связана профессия фармацевта. В ней соединились несколько научных и практических дисциплин, которые занимаются проблемами маркетинга и отпуска, изготовления и хранения лекарственных препаратов. Образование фармацевтов уникально, потому что в нем соединилось сразу несколько учебных дисциплин
Чтобы стать фармацевтом, достаточно окончания регионального медицинского колледжа.Форм дистанционного обучения нет. После того, как молодой специалист приступит к работе, в его обязанности будет входить:отпуск изделий медицинского назначения и лекарственные препараты, определение правильности составления рецептов, создание условия для правильного хранения медицинских препаратов, принятие участия в приемке и правильном распределении товара. Профессия не связана с фрилансом.
Для успешной работы фармацевту нужно обладать профессиональными навыками в общении с клиентами:вежливого, доброжелательного и культурного обслуживания посетителей аптеки, внимательностью и грамотностью, ответственным отношением к работе.
В случае отсутствия специалиста с высшим образованием, он может заменить его, руководя аптекой.
Обучение
Чтобы получить профессию микробиолога, придется окончить 11 классов, затем сдавать ЕГЭ, при этом, помимо успешной сдачи основных предметов, нужно выбрать те, которые требуются в выбранном ВУЗе. Поэтому с местом поступления нужно будет определиться заранее, а значит, примерно нужно знать – работе в какой конкретно области хотелось бы себя посвятить. Ведь биотехнолог может применить свои знания разных областях
Но до того как придется сдавать решающие экзамены, стоит уделить внимание нужным предметам, восполнить пробелы, если они есть. Если, например, в школе с той же биологией или химией были проблемы, в институте или университете легче не станет
Наоборот, база знаний должна быть основательной
В школе можно, помимо математики и русского языка, в качестве дополнительных предметов сдавать биологию, химию, английский язык. В России на биологов разной направленности учат во многих учебных заведениях. В крупных городах, краевых столицах точно можно найти факультеты, где удастся получить нужную специальность. К таким учебным заведениям можно отнести, например, следующие:
Наоборот, база знаний должна быть основательной. В школе можно, помимо математики и русского языка, в качестве дополнительных предметов сдавать биологию, химию, английский язык. В России на биологов разной направленности учат во многих учебных заведениях. В крупных городах, краевых столицах точно можно найти факультеты, где удастся получить нужную специальность. К таким учебным заведениям можно отнести, например, следующие:
- МГУ им. Ломоносова;
- Российский государственный аграрный университет;
- Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова;
- Московский государственный университет пищевых производств;
- Институт инновационных технологий и биоиндустрии продуктов питания;
- Московский физико-технический институт.
- Национальный исследовательский политехнический университет (г. Томск);
- Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург).
Биотехнолог – профессия сложная, требующая очень качественной и основательной подготовки. Поэтому приняв решение посвятить себя этой профессии, следует отправляться в высшее учебное заведение. Но если так сложились обстоятельства, и после окончания 9 классов удалось получить образование в колледже или техникуме, всегда можно сменить специальность и поступить в университет или институт. Но тогда нужно будет сдать экзамены, которые необходимы при поступлении в конкретное учебное заведение. Эту информацию придется узнавать на сайте ВУЗа в год поступления. Это могут быть математика, химия, биология, физика, русский и английский языки. Специалисты, которые уже трудятся на предприятии или фирме, могут в процессе работы проходить курсы повышения квалификации, посещать различные лекции, семинары, симпозиумы, конференции, но они уже будут связаны непосредственно с той сферой деятельности, в которой предстоит развиваться и добиваться успехов.
Профессиональные знания
- Принципы проведения научных исследований.
- Правила работы над созданием новых составов, веществ и продуктов.
- Технологии использования, настройки и ремонта технологического оборудования, а также работы с программным обеспечением.
- Правила юридически грамотного заполнения различной документации, в том числе, графиков работы, смет, заявок на поставки сырья и оборудования, и так далее.
- Основы экономических расчетов эффективности работы предприятия и целесообразности внедрения новых технологий/расширения ассортимента за счет производства новых продуктов.
- Принципы контроля качества производимой продукции.
- Основы управления коллективом и организации работы подразделений предприятия.
Кто такой химик
Химик – это квалифицированный специалист, который изучает химические вещества и соединения, их свойства и особенности реакций. По сути, химиком можно назвать любого специалиста, который работает с химическими веществами – это может быть ученый, рабочий на химическом производстве, лаборант химического факультета или преподаватель химии в школе.
Единого мнения по поводу происхождения термина «химия» не существует. Однако точно известно, что впервые его употребил греческий алхимик Зосима Панополитанский в V веке нашей эры, используя его в смысле «наливание», «настаивание». Кстати, по официальной версии развиваться эта наука начала около пяти тысяч лет назад в Египте и Междуречье. Однако скорее всего первые химические опыты проводились еще на заре развития человечества (например, горение и кипячение).
Примечательно, что в Средневековье алхимики приравнивались к колдунам и жестоко преследовались инквизицией. И только в 17 веке общество признало химию, как науку в результате чего появились химики-ученые.
Современный химик производит химический анализ состава веществ, изучает их свойства, дает прогноз использования, синтезирует новые продукты, налаживает технологический процесс, контролирует соблюдение технологии и выполняет множество других задач. Что именно представляют из себя эти задачи, зависит от специализации химика. Наиболее распространенными специализациями являются:
- химик-инженер – контролирует качество сырья, которое изготавливается, и проводит анализ вспомогательных составляющих. В его задачи также входит работа над методиками производства, контроль химических процессов и заполнение документации;
- химик-лаборант – производит анализ веществ на химическом и физико-химическом уровнях: он устанавливает их химический состав и физико-химические свойства, вычисляет соотношение элементов и соединений, содержащихся в исследуемых образцах. Данные процедуры позволяют контролировать соответствие сырья и готовой продукции производственным нормативам;
- химик-технолог – разрабатывает новые и совершенствует действующие технологии, внедряет их в производство и производит контроль образцов продукции. В его обязанности также входит создание составов с заданными свойствами, расчет требуемого количества сырья, энергии и прочих материалов, анализ отходов и выбор оптимального варианта утилизации. При наличии брака технолог устанавливает его причины и ищет способ устранения проблемы. Современному химику-технологу полезно уметь работать с поставщиками, разбираться в экономике и ориентироваться на рынке химии – все это поможет продвинуться по карьерной лестнице и занять руководящую должность;
- биохимик – исследует протекание химических процессов в живых организмах, изучает и анализирует их реакции на лекарственные препараты и аллергены, в агрохимии занимается исследованиями по повышению урожайности сортов и так далее;
- химик-эколог – на предприятиях производит экологический контроль, устанавливает ограничения на природопользование, занимается разработкой нормативов безопасного воздействия на среду, производит инвентаризацию объектов, загрязняющих атмосферу, испытывает установки пылегазоочистки и системы переработки, проводит химическую экспертизу воды, продукции и сырья, ведет документацию.
Нельзя также не упомянуть о таких специализациях, как биофармахимик, химик-исследователь, радиохимик и фармацевт. Подчеркнем, что должностные обязанности специалиста напрямую зависят от места работы.
Работа в медицине
Профессия врача входит в список самых востребованных специальностей, связанных с медицинской химией. Эти специалисты изучают организм человека и помогают ему бороться с различными заболеваниями и улучшать здоровье. Выделяют следующие профили врачей:
- стоматолог — занимается лечением зубов, верхних и нижних челюстей;
- терапевт — специалист широкого профиля, осуществляющий первичный осмотр пациентов для назначения дальнейшего лечения;
- офтальмолог — лечение органов зрения;
- оториноларинголог — диагностика и лечение органов слуха;
- аллерголог-иммунолог — занимается поддержанием иммунной системы;
- эндокринолог — лечит органы эндокринной системы;
- кардиолог — «отвечает» за сердце и органы кровеносной системы;
- невролог — занимается нервной системой человека;
- гинеколог — органы половой системы у женщин;
- уролог — половая система мужчин.
Для получения квалификации врача необходимо получить высшее или среднее профессиональное образование. Срок обучения и прохождения обязательных стажировок составляет от 7 до 12 лет. Особенностью этой профессии является высокая ответственность за жизни пациентов, длительный период обучения, комплексный график работы (множество дежурств, экстренных вызовов и ночных смен), работа с больши́м количеством людей. Врач обязан обладать выносливостью, крепкой нервной системой и аналитическими способностями. Не рекомендуется обучаться на доктора, если имеются хронические инфекционные, нервные, аллергические и сердечно-сосудистые заболевания.
В список обязанностей врачей входят следующие операции:
- осмотр пациентов и выявления симптомов болезни;
- назначение лабораторных исследований и дополнительных диагностик для выявления отклонений в организме и наличия воспалительного процесса;
- постановка диагноза на основе результатов анализов и лабораторных исследований;
- назначение лечения, направленного на снятие симптомов и полную ликвидацию возбудителей заболевания;
- проведение профилактических мероприятий, необходимых для реабилитации пациентов от последствий болезни или длительного приема гормональных препаратов;
- заполнение отчетности, журналов и карт пациента;
- оказание первой медицинской помощи при экстремальных ситуациях.
Местом работы врачей являются медицинские учреждения: больницы и поликлиники. Многие доктора занимаются научной деятельностью в области медицины, работая в исследовательских институтах. Средняя зарплата врачей составляет 45 000 р. Наибольший оклад, получают косметологи, работающие в частных клиниках. Эта специализация пользуется большой популярностью среди девушек. Для повышения заработной платы работники должны сдавать дополнительные экзамены для повышения квалификации.
Имея медицинское образование, человек может устроиться фармацевтом. Представители этой профессии работают в аптеках и занимаются подбором лекарственных препаратов.
Химик: особенности и разновидности профессии
Химия представляет собой науку не только о разнообразных веществах и их свойствах, особенностях взаимодействия. Данная наука оказывается всеобъемлющей и поистине привлекательной, многогранной. Более того, любое вещество изначально включает в себя многочисленные атомы, которые и требуют к себе повышенного внимания.
Химик может быть успешным только, если он будет ориентироваться на определенные нюансы и аспекты, правильно определит оптимальное направление своей профессиональной деятельности. Эти аспекты, вне всяких сомнений, приводят к разнообразию специальностей химиков:
- Технолог.
- Ядерщик.
- Инженер.
- Аналитик.
- Лаборант.
Каждый из вышеперечисленных видов профессии предполагает свои особенности и рабочие задачи.
- Инженер – химик должен проводить контроль какого-либо вещества или сырья, оценку вспомогательных компонентов. Кроме того, предполагается разработка рецептуры с внимательным исследованием показаний. Инженер – химик должен не только контролировать химические реакции и разрабатывать рецептуры, но и правильно заполнять соответствующие виды документации.
- Химик-технолог является ответственным за разработку многочисленных составов, исследования сырья, а затем – внедрения в производство.
- Химик-аналитик должен проводить анализ различного вида сырья и составлять полноценные описания разных реакций, особенностей состава сырья и пригодности для использования. В этом случае предполагается потребность знаний органической и неорганической химии, наличие аналитического мышления.
В большинстве случаев химики должны обладать не только оптимальной базой общих и теоретических знаний, но и готовностью к поиску логических выводов на существующие вопросы. В профессиональной деятельности, вне всяких сомнений, помогут отличная память в сочетании с пытливым умом и настоящей жаждой к знаниям.