Биолог это кто. что должен уметь специалист

Александр Ковалевский

Перечень известных русских-ученых биологов продолжим нашумевшим именем Александра Ковалевского. Это великий учёный, который был зоологом. Работал в Императорской академии наук. Родился в 1842 году. Сначала обучался дома, а затем поступил в корпус инженеров путей сообщения. После этого окончил Петербургский университет на отделении естественных наук. Защитил магистерскую и докторскую диссертации.

В 1868 году уже был профессором зоологии и работал в Казанском университете. Три года провел в Алжире и на Красном море, где занимался своими исследованиями. Большинство из них посвящены эмбриологии беспозвоночных. В 1860-х годах проводил исследования, которые позволили открыть зародышевые пласты в организмах.

Как выглядит моя работа?

По контракту я работаю 36 часов в неделю, по факту — от 20 до 50 в зависимости от количества прокрастинации, уровня драйва и того, какие действия считать работой. Мои будни разнообразны настолько, что усредненное описание какого-либо из них не даст вам толкового представления о моей работе. Не говоря уж о работе другого подобного мне ученого. Так что я просто опишу задачи, которые обычно стоят передо мной.

Небольшую часть рабочего времени — наверное, 5–10%, — я трачу на планирование экспериментов. Я спрашиваю себя, советуюсь с научруком и коллегами: а что именно я хочу выяснить? Какую гипотезу проверить? Это будет новое для человечества знание, или кто-то уже занимался этой темой до меня? Стоит ли знание, которое я хочу получить, тех усилий и денег, которые придется потратить на его добычу? Что надо будет делать, чтобы проверить мою гипотезу?

После ответа на эти вопросы — то есть разработки стратегии — я берусь за тактику. Пишу последовательность действий внутри будущего эксперимента; этот список называется протоколом. Убеждаюсь, что со всеми необходимыми лабораторными процедурами я знакома. Проверяю наличие нужных реактивов и расходников. Прошу у коллег советов и помощи, если это требуется.

После планирования я приступаю к эксперименту. На экспериментальную работу в лаборатории у меня уходит 25–40% всего рабочего времени.

С помощью таких пипеток я переношу из пробирки в пробирку небольшие объемы жидкостей. Жидкости по вязкости и цвету напоминают воду, но чаще всего они сильно дороже воды — это могут быть, например, суспензии клеток или реагенты.

Кроме пипеток у нас есть, конечно, уйма других приспособлений: микроскопы, центрифуги, стерильные ящики для работы с клеточными культурами, есть даже машины, которые могут рассортировать смесь клеток разных типов по одной клетке.

После того как эксперимент закончен, я приступаю к так называемой сухой работе. В качественных (то есть не связанных с измерением количеств) частях эксперимента численной обработки не нужно: достаточно, например, внимательно посмотреть на микрофотографии и пометить стрелочками самые интересные места. В остальных случаях необходимо произвести вычислительные операции с показаниями приборов и наглядно оформить получившееся. Для этого используют разные средства и программы в зависимости от вида эксперимента и объема данных. Иногда, например, хватает самого обычного Microsoft Excel. А иногда данных столько, что Excel и ПК не тянут — нужно подключаться к суперкомпьютеру и писать программы для него.

В таком ящике мы работаем с ДНК после ПЦР, чтобы не контаминировать этой ДНКой стол и инструменты — а через них чужие ДНК-образцы. После каждого сеанса работы внутри ящика включается ультрафиолетовый свет и «обезвреживает» от контаминирующей ДНК рабочие поверхности и инструменты.

Анализ результатов, смотря по его сложности, может занимать разное количество времени. Навскидку он занимает 15–40% моей работы.

У других биологов соотношение мокрой и сухой работы может отличаться от моего.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная общественно значимая профессия.
  2. Возможность влиять на состояние нашей планеты, делать ее лучше.
  3. Достаточная доля творческой составляющей на многих специальностях.
  4. Простота переквалификации в смежную область.
  5. Необходимость в широком кругозоре и постоянном развитии.
  6. Возможность путешествовать в рамках выполнения рабочих обязанностей.

Минусы

  1. Необходимость в получении большого количества знаний.
  2. Необходимость в жизни в «полевых» условиях при проведении соответствующих исследований.
  3. Низкий уровень доходов во многих лабораториях и природоохранных организациях.
  4. Высокий уровень ответственности (особенно у вирусологов).

Краткое описание

Биологию принято называть наукой о жизни, или наукой о живой природе

При этом каждая специализация акцентирует внимание на каких-то аспектах этой живой природы. Так, уклон в физиологию и анатомию предполагает более тщательное изучение человека, его организма, особенностей развития и жизнедеятельности, патологий и заболеваний

Зоологи специализируются на анатомических и физиологических особенностях животных, изучении их поведения, видового и родового разнообразия. Генетики интересуются структурой генов, их функциями, наследованием и изменением признаков, занимаются выведением новых пород животных и сортов растений. Вирусологи специализируются на изучении вирусов, болезнетворных бактерий, поиске решений для подавления их развития.

Обучение на зоолога

Каждый абитуриент, который любит животных и путешествия, может стать зоологом, выбрав направление подготовки «Биология» (код: 06.03.01) с профилем «Зоология» (общая, позвоночных, беспозвоночных). Для поступления придется сдать экзамен по биологии, которая является профильным предметом, а также обязательному русскому языку. В большинстве вузов в качестве третьего экзамена требуется либо химия, либо профильная математика.

Вы можете пройти подготовку в колледжах, где зоологию изучают наравне с биологией, ботаникой, гистологией, а также учетом животных, спецификой работы охотничьих хозяйств. В этом случае стоит выбирать направление «Охотоведение и звероводство». Поступать можно на базе 9 и 11 класса, в этом случае обучаться придется в течение 34 и 22 месяцев соответственно.

Кислота и щелочь: что я не люблю делать

Самая нелюбимая мной часть работы — пожалуй, доводить pH раствора на pH-метре. У некоторых растворов допустимый диапазон pH очень узок, поэтому после приготовления их необходимо довести до нужной кислотности небольшим количеством кислоты или щелочи. pH-метр — это такой щупик с проводом и экран. Опускаешь щупик в раствор и смотришь, сколько единиц pH показывается на дисплее. Если слишком мало — прибавляешь капельку щелочи. Если слишком много — прибавляешь капельку кислоты. И смотришь дальше, потому что новое значение pH прибор показывает не мгновенно. Почему-то это занятие мне досаждает.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная общественно значимая профессия.
  2. Возможность влиять на состояние нашей планеты, делать ее лучше.
  3. Достаточная доля творческой составляющей на многих специальностях.
  4. Простота переквалификации в смежную область.
  5. Необходимость в широком кругозоре и постоянном развитии.
  6. Возможность путешествовать в рамках выполнения рабочих обязанностей.

Минусы

  1. Необходимость в получении большого количества знаний.
  2. Необходимость в жизни в «полевых» условиях при проведении соответствующих исследований.
  3. Низкий уровень доходов во многих лабораториях и природоохранных организациях.
  4. Высокий уровень ответственности (особенно у вирусологов).

Кто же такой биолог?

Биология в современном мире, будучи наукой «основательной» и крайне многогранной, охватывает на удивление много как частных аспектов обитания на планете отдельных видов, в том числе и человека (например: антропология, медицинская паразитология), так и глобальных вопросов существования живой оболочки Земли — биосферы — в целом (панэкология).

Не стоит забывать, что помимо теоретических изысканий существуют и колоссальные перспективные возможности практического применения уже полученных, проанализированных и уже реализованных в соответствующих технологиях знаний об окружающем мире живой природы или об интересующих человека единичных видах.

В связи с этим обстоятельством, и каждый биолог — высококвалифицированный профессионал, педагог, популяризатор науки или даже любитель — принуждён приобретать определенную специализацию. А их в биологии более, чем достаточно. Ведь отдельных официально существующих биологических наук — таких, как всем известные из общеобразовательного школьного курса ботаника или зоология — в настоящее время более полутора десятков. А на стыке смежных наук чуть ли не каждое десятилетие возникают новые как фундаментальные, так и прикладные направления. Достаточно вспомнить о биомедицине и биофизике, космической биологии, биомеханике и биометрии, физиологии труда и бионике… Кажется, что этот список можно продолжать до бесконечности, а ведь, как утверждал Козьма Прутков «нельзя объять необъятное».

Конечно, этого сделать никто не в состоянии. Квалифицированный биолог — это, вне всякого сомнения, достаточно высокообразованный человек, имеющий достаточно глубокие знания об общих принципах размножения, развития, гибели изучаемых живых организмов, особенностях их взаимоотношений со средой обитания. Зачастую могут понадобиться обширные познания в области физики, химии, географии, геологии, смежных биологических наук.

Необходимость уметь постоянно адекватно оценивать большое количество полученных в результате исследований многофакторных данных требует от специалиста–биолога не только хорошо привитых теоретических знаний, но и хорошей памяти, сосредоточенности, развитых аналитических способностей.

Хотя профессия биолога и считается «кабинетной», для добывания исходных данных специалисту порой приходится забираться в столь труднодоступные места земного шара или постоянно «общаться» со такими неприятными для обычного человека созданиями, что остается только диву даваться. Многие исследования требуют от ученого колоссальной увлеченности своим делом и самоотдачи, чуткого слуха, острого зрения, хорошей физической формы, а, порой, и обостренного чувства опасности и мгновенной реакции.

Для кого подойдет профессия биолог?

Биолог должен в обязательном порядке любить окружающий мир. Природу. Животных, растений. Различных насекомых и жуков.

В рамках работы, подростку нужно в обязательном порядке быть усидчивым. Педантичным. Сдержанным. Внимательным. И, что самое главное — аккуратным. Все эти особенности характера нужны для того, чтобы успешно справляться со своей работой. Организовывать длительные исследования. И качественно фиксировать результаты.

Подросток в обязательном порядке должен уметь анализировать информацию. Сопоставлять факты. И делать определенные выводы. Без аналитического склада ума работать биологом будет довольно непросто.

Также, у подростка должна быть хорошая память. Она позволит тинейджеру держать в голове многие важные факты. Которые могут помочь во время проведения разнообразных исследований.

Важно, чтобы у подростка не было аллергии. Ни на животных, ни на растения, ни на любые другие элементы

Если аллергия у подростка есть, то биологом ему лучше не становиться. Проводить исследования с забитым носом и слезами из глаз — довольно сложно.

Биотехнология и биоинженерия

Прежде всего, обязательно следует разобрать такие отрасли, как биоинженерия и биотехнология. Первая из них также совмещается с биоинформатикой, поскольку обе этих науки имеют схожие цели. Это одни из наиболее востребованных специальностей из данной отрасли. Биологи данного профиля занимаются:

  • созданием новых и усовершенствованием ныне известных объектов;
  • синтезом искусственного белка;
  • исследованием транспорта питательных веществ между клетками;
  • изучением генетических маркеров, которые могут указывать на течение тех или иных процессов в организме;
  • созданием специальных программ для вычислительной техники, которые способствуют изучению проблем биологии и изобретению новых препаратов.

В целом данная специальность близка не только к биологии, но и к программированию. Специалисты данного профиля могут работать в различных лабораториях, которые занимаются созданием и изучением свойств измененных и усовершенствованных клеток. Однако в связи с запретом продуктов, содержащих в себе генетически модифицированные организмы, востребованность данной специальности в нашей стране снизилась. В большинстве специалист данной отрасли может работать только в медицинской сфере, а также в научно-исследовательских институтах, специализирующихся на данной отрасли.

Биотехнология. Стремительно развивающаяся наука во всем мире, сегодня огромное количество компаний на планете пользуется достижениями данной сферы. Данная специальность – это вариант, по востребованности не уступающий биоинженерии и биоинформатике, однако специализация у него чуть отличается. В первую очередь биотехнолог не разрабатывает оборудование и программное обеспечения для проведения тех или иных опытов, как правило, он пользуется плодами вышеперечисленных наук. Задачи биологов, представляющих данную специальность, следующие:

  1. Глобальные исследования всех структурных единиц живых организмов: клеток, белков, ферментов, бактерий, вирусов.
  2. Проведение микробиологического синтеза и получение новых видов структурных единиц при помощи новейших технологий.
  3. Проведение исследований в области генной инженерии, генетические исследования, модификация и многое другое.

Опять же, лучшим вариантом, который может выбрать биотехнолог, будет лаборатория. Прежде всего, как и в предыдущем случае, речь идет о частных компаниях, которые занимаются разработками в сфере биологии и генной инженерии. Можно пойти работать и в государственную лабораторию, но уровень финансовой поддержки таких учреждений, к сожалению, очень мал. Поэтому сыскать большую зарплату там не получится. Часто такие лаборатории держат при себе различные сельскохозяйственные корпорации, однако в связи с вышеупомянутым запретом, вряд ли их количество сохранится. Поэтому главными отраслями, куда может пойти работать биолог данной специализации, являются медицина и фармацевтика. Они инвестируют наибольшие средства в развитие отрасли. Более того, в связи с ограничением на ввоз иностранных медицинских препаратов, сфера будет расширяться, соответственно, и возможностей устроиться туда больше.

Две данные отрасли являются наиболее востребованными не только на отечественном, но и на мировом рынке труда. Однако, помимо них, также существуют и другие варианты. О них поговорим далее.

Общие сведения

Слово “биотехнолог” имеет греческое происхождение и состоит из трех слов: «bios» — жизнь, «techne» — мастерство, искусство и «logos» — учение. Данные слова в полной мере отображают деятельность специалиста. Специальность подходит тем людям, которые любят биологию, химию и математику, ведь биотехнолог совмещает в себе все эти профессии.

Биотехнологи профессионально используют живые организмы, их системы и процессы, применяют научные методы генной инженерии для создания новых сортов растений, витаминов, лекарств и улучшения качеств и свойств существующих видов в растительной среде, устойчивых к неблагоприятным климатическим условиям, вредителям и болезням. Работая в сфере медицины, биотехнолог играет важную роль во время создания новых лекарств для ранней диагностики заболеваний и их успешного лечения. Биотехнология постоянно развивается и не стоит на месте.

За последние десять лет наука достигла успехов в области клонирования. Это даст возможность клонировать человеческие органы, которые будут использоваться для пересадки и спасения человеческих жизней. Биотехнология находится на стыке клеточной и молекулярной биологии, молекулярной генетики, биохимии, а также биоорганической химии. Отличительной чертой развития науки в ХХІ веке является то, что она затрагивает все сферы жизнедеятельности человека.

В результате развития науки повышается экономическое и социальное развитие страны. Рациональная планировка и управление достижениями науки помогает решать такие важные задачи, как освоение пустующих территорий и занятости населения. Прогресс человечества происходит при участии биотехнологов. Общий прогресс и развитие человечества многим обязан достижениям биотехнологии. Но в этом есть и свои недостатки, например такие, как появление генно-модифицированных организмов, которые внедряются в технологии производства продукты питания и негативно влияют на человеческий организм.

Учитель биологии где на него учиться

Будущий учитель биологии, задавший себе вопрос «где учиться», может получить педагогическое образование по профилю: Биология в

образовательных учреждениях: школах, колледжах, лицеях. Существуют  курсы, где можно подтянуть образование, выучиться на учителя биологии.

Знание основ биологии. Умения педагогическими методами донести до учащихся обширные знания по своему предмету. Работа учителем биологии включает практику ведения уроков, умение заинтересовать, помочь ученикам понять биологию, раскрыть ее роль в мире. Регулярно обновлять, расширять свои знания.

Учителю важно знать биологию также, как педагогику. Обладать хорошими коммуникативными навыками, уметь выстраивать учебный процесс согласно планам, нормативам учебных заведений

Биологу же большую важность представляет возможность проводить сложные исследования, изучая окружающую среду по своей специфике: растения, животные, микроорганизмы или здоровье человека.

Где учиться

В каждом региональном центре Российской Федерации обязательно найдется высшее учебное заведение, в котором есть нужный факультет. Самыми престижными по праву считаются:

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
  • Московский государственный университет пищевых производств.
  • Московский педагогический государственный университет.
  • Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева.
  • Московский государственный университет геодезии и картографии.
  • Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).

Недостатки профессии биолога

Несмотря на то, что биология является одной из самых востребованных отраслей науки в мире, в России эта сфера деятельности находится еще только на стадии становления, поэтому зарплата у биологов невысока. Особенно, если они работают в государственных учреждения (например, в лабораториях при НИИ или школах).

Работа «практикующего» биолога (специалиста, который занимается изучением живых организмов в условиях их естественной среды обитания) предусматривает частые командировки. Этих специалистов можно встретить везде: и в пустыне, и в тундре, и высоко в горах, и в поле и на опытной сельскохозяйственной станции. Естественно не всегда можно проводить исследования в комфортных условиях, поэтому будущие биологи должны быть готовы к жизни в спартанских условиях.

Для успешного трудоустройства молодым специалистам, чаще всего, одной теоретической подготовки недостаточно. Поэтому студентам-биологам необходимо заранее позаботится о практическом опыте работы (то есть, еще в процессе обучения искать работу по специальности, максимально приближенной к будущей профессии).

История

Биологи специализируются на исследовании живых организмов. История профессии напрямую связана с зарождением медицины и корнями уходит в древность. Первые труды по описанию различных видов, физиологии и анатомии как человека, так и животных появились в Древней Греции. В те времена философы размышляли об устройстве мира и организмов.

С течением времени знания в области медицины и устройства окружающего мира постепенно увеличивались и развивались. Люди узнавали о полезных свойствах тех или иных видов, учились выращивать скот более крупным и питательным, узнавали новые подробности о внутреннем устройстве тела человека.

Все приостановилось в период Средневековья. Темные времена – это страшное время для всех естествоведов. Наличие знаний о свойствах трав, устройстве организмов и человеческих болезнях приравнивалось к поклонению дьяволу. Лекари, целители, травники – все признавались слугами сатаны и подвергались очищению огнем.

Просветление наступает с эпохой Возрождения. Естественные науки начинают стремительно развиваться. Открываются музеи естествознания, появляются зверинцы и больницы. Наступает эпоха расцвета биологических наук.

Однако, сам термин «биология» возник лишь в 19 веке. Биологию выделяют в отдельную науку, которая объединяет массу ответвлений: зоологию, анатомию, физиологию и т.д. Ранее все эти отрасли знания существовали по отдельности, но именно в 19 веке ученые заметили, что у всего живого есть общие черты, что и привело к обобщению всех естественных наук под крылом биологии.

В наши дни биологи имеют колоссальные возможности в плане технологий и возможностей. Современные механизмы исследований, огромный багаж знаний прошлых лет в совокупности со сверхмощным оборудованием – все это открывает новый этап в профессии биолога и развитии науки.

Зарплата биолога

Как и на любой другой работе, зарплата биолога будет зависеть от нескольких факторов:

  • места расположения предприятия (в небольших городках платят меньше, чем в крупных, пусть сами условия труда совершенно ничем не отличаются);
  • конкретная специализация и должность (врачи лабораторной диагностики получают больше рядовых сотрудников на небольших предприятиях, и это уже не говоря о различиях в должностях);
  • уровень развития компании.

Так, например, биолог-аналитик или проректор в Москве может получить должность с окладом 60–100 тысяч рублей, в то время как обычному научному сотруднику при университете не приходится рассчитывать больше чем на 25–30 тысяч.

Одним из самых прибыльных районов для специалистов низшего ранга или тех, кто только начинает свою профессиональную деятельность, является Красноярский край с уровнем средней зарплаты в пределах 40–45 тысяч рублей. Следом идут Московская (в среднем 38,5 тыс. рублей/месяц) и Ленинградская области (до 37 000 рублей).

Что касается столицы — предложений тут больше, поэтому можно подыскать вариант с большей зарплатой. В крайнем случае не стоит исключать возможность выезда за границу, где грамотные специалисты могут рассчитывать на оклад в несколько тысяч долларов или евро.

Где биолог может проявить себя и построить карьеру:

Фундаментальная наука — здесь карьера начинается уже во время обучения в Вузе. Постепенно от бакалавриата, магистратуры и так далее до научного сотрудника. Ученый исследует, пишет научные работы, производит опыты, все фиксирует документально. Далее есть возможность быть профессором института или начальником НИИ,

Производственные, медицинские лаборатории – работа в которых строится на проверках качества, пробах, анализах. Это пищевая промышленность, сельское хозяйство, фармацевтика. Здесь можно вырасти от лаборанта до старшего технолога.
Преподавательская деятельность – дает возможность заниматься репетиторством будучи еще студентом, а при получении дополнительного педагогического образования — стать сертифицированным преподавателем учебного заведения, а в будущем –стать завучем, деканом или ректором.

Исследовательские путешествия – работа в экспедициях, сообществах: изучение новых видов животных или растений, исследование мировых проблем

Есть возможность стать начальником проекта или заведующим на разъездных лабораториях.
Какими качествами нужно обладать для работы биологом
В этом деле важно не только желание, но предрасположенность. Во первых –это любовь к природе, желание изучать, исследовать животный, растительный мир

Отсутствие аллергических реакций будет большим плюсом, так как учась и далее придется вплотную взаимодействовать с разными видами аллергенов.

Важна хорошая память. Множество названий, классификаций, свойств, другой информации предполагает возможность легко всем этим оперировать, использовать на практике.

Бакалавриат с мухами: как я занялась молекулярной биологией

На первом курсе биофака весь поток слушал одни и те же дисциплины — химию, математику, ботанику, зоологию. Со второго курса появилась специализация и нужно было пойти на одну из кафедр. Я совершила выбор не то чтобы осознанно, так как плохо представляла, чем занимаются выпускники разных направлений. Но сейчас считаю, что в итоге не прогадала, пойдя на кафедру молекулярной биологии.

В конце второго курса мне рассказали, что одна девушка закончила наш биофак и поступила в аспирантуру в Оксфорд. Она уезжала в Англию, а ее место в московской лаборатории освобождалось — и его предложили занять мне. Я согласилась, опять же, не особенно вникая в задачи лаборатории и моральную атмосферу работы в ней — мне казалось, что маленькой второкурснице не пристало привередничать и выбирать. Но мне почему-то снова повезло.

Я оказалась в группе динамики транскрипционных комплексов в Институте биологии гена. Там мы проводили эксперименты с мухами дрозо́филами и их клетками — занимались настоящей фундаментальной молекулярной биологией.

В этой лаборатории я занималась два года и написала дипломную работу. У меня были хорошие отношения с научной руководительницей и коллегами, я с теплом о них вспоминаю и навещаю их, когда бываю в Москве. В память об этом периоде жизни я сделала татуировку с мухой на предплечье.

Фото Елены Днепровской — тату-мастерицы

Где учиться

В каждом региональном центре Российской Федерации обязательно найдется высшее учебное заведение, в котором есть нужный факультет. Самыми престижными по праву считаются:

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
  • Московский государственный университет пищевых производств.
  • Московский педагогический государственный университет.
  • Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева.
  • Московский государственный университет геодезии и картографии.
  • Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector